Товарищ группа

Татьяна Ошанина| опубликовано в номере №1171, март 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

В десятой пятилетке в системе профессионально-технического образования будет подготовлено примерно 11 миллионов квалифицированных рабочих, в том числе со средним образованием около 5 миллионов человек.

Мы любим ездить. Поезда, постукивая по рельсам, везут нас отдыхать, работать, строить новую судьбу. Но в поездах мы пассажиры. Мы спокойно глазеем в окна, радуясь веселой корове, щиплющей траву, плотине, перегородившей реку, новому морю... Мы пьем чай, слушаем музыку, разговариваем со случайными попутчиками. И пока мы, пассажиры, радуемся ритму движения, в длинном составе идет напряженная профессиональная жизнь: нас везут, за нас и наш покой отвечают, отвечают ежеминутно. Регуляторы, быстродействующие выключатели, компрессоры – в поле зрения бессонных подтянутых людей – железнодорожников. Машинисты, их помощники, слесари, проводники – вот от кого часто зависит судьба тысяч людей, спешащих в эту минуту к пунктам своего назначения.

Так же, как в любой профессии, есть и у железнодорожников своя смена: готовится она любовно и бережно в профтехучилищах. 53 года существует московское училище № 129 по Каланчевской улице, 26, – лауреат премии Ленинского комсомола. Этого высокого звания училище удостоилось за заслуги в подготовке и воспитании молодых рабочих кадров.

Ребята приходят сюда из разных школ после восьмого класса. Мечта, семейные обстоятельства, иногда не слишком сознательное отношение к учебе в школе, мало ли какие причины приводят юного человека в училище. Конечно, с теми, кто с детства мечтал стать железнодорожником, работать легко: они схватывают необходимые знания на лету, они уже подготовлены духовно к своей профессии, так как стремились узнать о ней и у родителям и у специалистов, наверняка кое-что читали. Но в тринадцать- четырнадцать лет далеко не каждый знает, кем он хочет стать, не каждого жизнь столкнула с мастером или ярким учителем, сумевшим помочь обнаружить свои способности.

И часто с первых же минут начинаются неприятности: двойки по запущенной математике или физике, беспомощность на практике, невнимательность и излишняя оживленность на уроках. И в конце первого месяца безжалостно встает вопрос об отчислении.

В группе М – 3 – 4, например, хотели отчислить за неуспеваемость Виталия Трушина. А Николая Петрова за равнодушие к специальности – перевести в другую группу. Под ударом был и Саша Кобзев: он не справлялся ни с учебой, ни с самим собой, исповедуя как принцип жизни анархизм. Сергей Фомичкин, Юра Грибков, да и другие, тоже были абсолютно не подготовлены к учебе в училище.

Что делать Галине Николаевне Зайцевой, классному руководителю, и Александру Александровичу Лебедкину, мастеру по производству? Группа М 3 4 пока не группа, просто собрались в одних стенах тридцать мальчишек, которым через три года придется доверить жизни миллионов людей.

И началась борьба за то, чтобы профессия стала любимой. Руководители группы не отчислили никого – это был первый шаг тяжелой борьбы за создание группы.

Группа! Это значит: у тридцати человек одна цель, одни задачи, общая профессия – помощник машиниста. Нужно выработать общие навыки труда, общее чувство ответственности, способность прийти друг другу на помощь в трудную минуту... Как это сделать? Вот о чем задумались педагоги. Им помогло само училище, где началось интересное соревнование за звание лучшей группы – резерва бригады коммунистического труда.

Его условия одновременно просты и сложны. Они требуют и хорошей учебы, и достойного поведения, и профессионального совершенства: умелого обращения с молотком и компостером, ножовочным станком и плоскогубцами. Чтобы мгновенно, за короткую остановку сориентироваться, обнаружить неполадки и суметь их исправить, нужны не формальные знания, нужно чувствовать каждую деталь поезда, знать ее на ощупь. Разве тут обойдешься теоретическими знаниями, данными на уроках в классе?!

Наступление повелось сразу со всех фронтов.

Галина Николаевна сказала ребятам:

– Не может быть ни в обществе, ни в группе каждый сам по себе. Давайте создадим коллектив. Давайте для начала забудем все прозвища и клички и будем звать друг друга по именам.

Так начинается неформальный подход к каждому явлению и событию.

Пришли на помощь и другие педагоги. Петр Филиппович Шубников сумел сразу же заинтересовать ребят их будущей профессией. А попадая в кабинет электровозов, мальчишки видят настоящую живую машину, которая после поворота рычажков и нажатия кнопок заводится. При этом открыта внутренняя жизнь ее – только смотри, трогай руками детали, постигай машину! Преподаватель Владимир Филиппович Бобух, бывший выпускник училища, вместе с ребятами смоделировал схему электрического оборудования электровоза.

Практику ребята проходят в настоящем депо, куда возвращаются электрички после рейса. Сосредоточенные, гордые, они сами ощупывают, как врачи больного, гайки, гармошки для охлаждения двигателей, изоляторы, сами производят мелкий ремонт.

Естественно, что товарищество прежде всего рождается в общем труде, во взаимной помощи и добросовестности, когда каждый человек не пассажир в большом пробеге жизни, а деятельный, активный участник. Но естественно также и то, что воспитание чувства товарищества, чувства ответственности требует и индивидуальной работы с каждым человеком.

Руководителей – два. Разграничить их функции и обязанности очень трудно – чаще всего они оба участники любого события: похода, вечера, диспута... Но если все-таки попробовать разделить сферы их влияния, получится приблизительно так: Александр Александрович, или, как его зовут ребята, Сан Саныч, отвечает за профессиональное мастерство, Галина Николаевна – за нравственное воспитание. В поле зрения и того и другого каждый ученик, причем с разных сторон. Не слепое повиновение, не внешняя благовоспитанность с таким привычным для детей покаянием «Я больше не буду» нужны руководителям. Им нужно органическое рождение настоящего человека. Это достигается только любовью к детям, полной отдачей себя.

Галина Николаевна входит в класс с радостной улыбкой, а оставшись наедине с мастером или другими педагогами, признается:

– Не могу я на них сердиться. Дети они еще. Растут. Прощать надо ошибки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены