На обыкновенных ватманских листах не очень уверенной рукой вычерчены диаграммы роста урожайности риса, сети автомобильных дорог, количества людей, занятых в промышленности. Чертежи эти, вывешенные в залах выставки, смотрятся дипломным проектом, представленным на суд строгой приемной комиссии. Он говорит о многом, этот «дипломный проект». Он говорит о решимости народа покончить с экономической отсталостью Лаоса. Онтоворит о настойчивости, с которой страна добивается успехов в создании своего хозяйства, не зависящего от иностранного капитала. Он говорит о великом трудолюбии лаосского народа, народа-победителя.
А пока молодежь учится. В том самом широком смысле слова. «Од-но-каш-ни-ки» Вансая везде: в столице и в отдаленных деревнях, в промышленности и в сельском хозяйстве, в экономике и в политике. И когда по улицам Луангпрабанга или Виенгсая идут мальчишки и девчонки с книгами в руках, я не знаю, кто они: учителя или ученики. И когда перед очень юной аудиторией в лицее бывшей королевской столицы выступает с речью очень юный оратор, я не отвечу, кто он: директор лицея или студент. И когда коротко стриженный паренек в белой рубахе втолковывает бойцам Патет-Лао азы кхмерской письменности, я не скажу, насколько он моложе своих внимательных слушателей.
Мой знакомый Вансай назвал революционную борьбу в стране делом молодых. Вероятно, он малость преувеличил, и это понятно: какому молодому человеку не хочется верить, что его роль в любом большом деле – самая важная, самая нужная, самая почетная! Но такое ли уж это преувеличение? Сегодня из шестисот тысяч молодых (не старше тридцати лет) людей страны около ста тысяч – члены Союза молодежи Лао Хаксат, «од-но-каш-ни-ки» Вансая. По неофициальным источникам (перепись населения в стране давно не проводилась: мешала война), в Лаосе живет около двух с половиной миллионов человек. Если учесть, что почти вся молодежь принимала участие в борьбе, то слова Вансая уже не покажутся малореальными.
Да и кого считать немолодыми?
В Лаосе говорят: если ты хорошо поёшь, хорошо работаешь и хорошо сражаешься, значит, ты молод. На нашем пути по стране мы встречали только молодых людей: от пятнадцати до семидесяти. Они хорошо пели, отлично работали и – совсем недавно! – отчаянно сражались.
Раз уж мы вспомнили лаосские поговорки, то нельзя не сказать еще об одной: ешь, если голоден, танцуй, если весел, сражайся, если тебя вынуждают.
Десятки лет лаосский народ был вынужден сражаться за свою свободу – против французских колонизаторов, против японских милитаристов, против американского империализма. Да, по сути, вся шестисотлетняя история Лаоса – с тех самых пор, как возникло в Индокитае государство Лан Санг Хом Кхао – страна миллиона слонов и белого зонтика, – это история борьбы лаосского народа за государственность. Шестьсот лет вынужденной борьбы!
Борьба закончена. Лаос теперь – Народно-Демократическая Республика, созданная волей и желанием всего народа. И, пожалуй, стоит сейчас повторить слова Сисаны Сисана, сказанные им в день, когда наша делегация покидала Освобожденные районы страны: «Мы твердо знаем, что наш путь вперед будет таким, какой открыла народам мира Великая Октябрьская социалистическая революция, какой указал нам Ленин».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Перекличка рабочих бригад. Под флагом социалистического соревнования: за право подписать рапорт Ленинского комсомола XXV съезду КПСС