Тренер

Юрий Арутюнян| опубликовано в номере №915, июль 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Дома тренера ждали письма. Передавая их, сосед не преминул язвительно заметить, что ему давно следовало бы подумать об отдельном почтовом ящике.

Одно из писем было из Куйбышева.

Тренер уже привык к местным адресатам: «Хочу научиться играть в футбол»... Ну. а что понадобилось от него Ю. В. Мисереву?

Автор письма оказался с характером. Вслед за многочисленными критическими замечаниями в адрес местных тренеров он сообщал, что учится в седьмом классе и твердо решил переехать в город, где живет тренер, и поступить в его школу.

На такое письмо отвечать надо немедленно: «Да, Юра, футболист должен уметь быстро бегать, хорошо прыгать, быть выносливым, смелым, выдержанным и хорошо учиться. А у тебя, Юра, как с учебой? Судя по письму, неважно. Много ошибок. Уверен, что и в Куйбышеве есть немало хороших, знающих тренеров. Они тебе, несомненно, помогут, и ты, если, конечно, проявишь трудолюбие и настойчивость. сможешь стать неплохим футболистом».

Футбольный мяч способен творить поистине замечательные дела. Конечно, легче всего просто бросить его мальчишкам: «Вот, ребята, вам шарик, постучите тут на двое ворот, я скоро вернусь». Куда труднее поставить характер этим неугомонным пацанам, для которых и солнце-то потому, наверное, кажется столь ярким, что похоже на громадный футбольный мяч.

Словом, все оказалось сложнее, чем он думал вначале. В прошлом известный футболист, тренер, начав обучать детей, почувствовал себя юнгой, попавшим в кругосветное плавание. Причем на своем корабле «юнге» пришлось быть и капитаном и лоцманом сразу.

Учебники футбольной игры для детей пока, увы, можно пересчитать по пальцам. Да и в них мало что можно почерпнуть интересного. А с ребятами иначе нельзя. Они презирают госпожу Скуку.

Эту не бог весть какую истину тренер знал и раньше. Но только теперь понял, что надо начинать с пересмотра собственного педагогического багажа. И делать это нужно не попутно, а сейчас же, немедленно - после первого родительского собрания, которое он провел перед началом занятий.

На этом собрании тренер поначалу растерялся. Еще бы! Попробуй успокоить разгневанную мамашу, которая, размахивая перед тобой табелем успеваемости сына, настаивает на том. что родоначальником всех мальчишеских двоек является этот (кто его только выдумал!) футбол!

Нет худа без добра. Именно гневная речь этой футболоненавистницы и вызвала к жизни своеобразную форму контроля за успеваемостью юных футболистов.

Конечно, легче всего сказать двоечнику: «Не исправишь плохие отметки - забудь дорогу на стадион». Тренер был убежден: в этих самых двойках, кстати, не таких уж частых, футбол не виноват. К тому же мальчишки всегда найдут, где погонять мяч.

«Нет, это не выход. Но, с другой стороны, если некоторые ребята не успевают в школе, значит, надо пересмотреть систему занятий», - думал тренер.

Так родился этот листок, носящий довольно скучное название: «Сведения о состоянии здоровья и успеваемости учащегося: 1. Состояние здоровья. 2. Успеваемость по футболу. 3. Поведение. 4. Замечания футбольной школы».

Далее идет линия отрыва, и на второй половине листка графа: «Замечания родителей и общеобразовательной школы».

А вот еще один «канцелярский» документ. Приведем его полностью.

«Уважаемые товарищи (папа, мама, дедушка, бабушка и т. д.).

Руководство футбольной школы молодежи просит Вас присутствовать на футбольной встрече между командами ..... В списках команды футбольной школы состоит Ваш сын».

Это очень приятно, когда за твоей игрой следят такие болельщики. При них и проигрывать вроде бы неудобно.

Вернемся, однако, к первому документу. Несмотря на свою сухую и маловыразительную «внешность», он оказался тем мостиком, который связал воедино три заинтересованные стороны: родителей, общеобразовательную школу и тренеров.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены