Творения скульптора - это почти реальность Они объемны и существуют в том же пространстве, что и изображаемый предмет. И тем не менее в скульптуре остро ощущается противоборство между неодушевленным материалом и замыслом ваятеля, замыслом, который, одухотворяя дерево или камень, становится в итоге зримым образом.
И когда художник выигрывает этот поединок с материей, мы говорим: «Он хорошо чувствует материал».
Вглядитесь в работы московского скульптора Нины Коненковой... «Аэлита». Она словно бы движется навстречу тому, что открыто ее внутреннему видению. Естественный рисунок древесных волокон передает ощущение пространства, струящегося, расступающегося перед этим плавным, но неудержимым движением.
«Негритянская песня». Гипс. Здесь все - голос, здесь все - музыка. И глаза, и рот, и ладони, оберегающие и поддерживающие эту долгую, эту скорбную песню.
А деревянные «Певцы» поют совсем по-другому. Множество комических деталей, пренебрежение к филигранной точности отделки - все это заставляет почувствовать ритмы ансамбля, острые, озорные, насмешливые...
Мы публикуем репродукции трех работ Нины Коненковой. А их у нее более трехсот. Но и по этим репродукциям можно составить представление и о художнической зоркости скульптора и о его способности сообщить своим замыслам энергию, которая, прорываясь сквозь окаменелость материи, сплавляет суть образа с его вещественным выражением.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.