В древнегреческой мифологии есть рассказ о том, как Геракл один справлялся с разъяренным быком. В то же время, подписывая свое имя, он так уставал, что пот выступал на лбу: двигательные качества и навыки, связанные с проявлением громадной силы, были настолько развиты, что затрудняли выполнение легких, но точных движений.
Действительно, все люди, долгое время занимающиеся только гантельной гимнастикой или тяжелой атлетикой, имеют сильно развитую мускулатуру и обычно проявляют скованность в движениях, что затрудняет овладение профессиями, требующими тонкости и точности действий.
И другой классический пример: долгое время программой физподготовки летчиков предусматривались занятия боксом. А недавно ученые установили, что бокс... противопоказан профессии летчика. Пилотирование современных сверхзвуковых самолетов несовместимо с резкими движениями рук и ног, а как раз такая способность и развивается в занятиях боксом - здесь нужно умение наносить «молниеносные» удары и мгновенно менять позицию для атаки.
Но что противопоказано пилотам, оказывается, подходит бульдозеристам, трактористам и комбайнерам, работа которых связана с энергичными переключениями рычагов управления машиной.
Наукой доказано и многолетней практикой подтверждено, что занятия определенными видами спорта способствуют быстрому овладению трудовым мастерством в определенных профессиях. Чем же обусловлена эта на первый взгляд странная связь? Прежде всего тем, что в основе спортивных занятий и физического труда лежит двигательный процесс, роднящий то и другое. В спорте закладывается основа для экономичных и рациональных движений; уровень развития основных физиологических показателей, необходимых для приобретения производственных навыков, у спортсменов более высокий, чем у не приобщенных к спорту. Вот почему спортсмены, как правило, быстрее и лучше других овладевают профессиональным мастерством. Доказательством этому служат многолетние наблюдения над тысячами учащихся различных ПТУ.
Например, из 52 спортсменов, окончивших в 1969 году 31-е киевское ПТУ, 46 было аттестовано токарями и слесарями IV разряда. Вместе с тем оказалось, что никто из 26 выпускников, посредственно завершивших курс обучения, не занимается спортом (они получили квалификацию II разряда).
В Ленинграде был проведен общегородской конкурс среди учащихся ПТУ по профессиям, в котором жюри оценивало качество и скорость выполнения производственных заданий. И все лауреаты конкурса были заядлыми спортсменами.
Многочисленные исследования на различных предприятиях дали на первый взгляд сенсационные результаты: у молодых рабочих, регулярно занимающихся различными видами спорта, к концу смены работоспособность не снижается, а... возрастает! Спорт помогает обрести профессиональную тренированность. Например, стайерский бег, плавание на 400 и 1 500 метров, спортивная ходьба, лыжные и велосипедные гонки по форме двигательных действий различны, но основа у всех одна - выносливость. А для интенсивной работы на производстве также необходима выносливость, которая наилучшим образом развивается в регулярных спортивных тренировках и выступлениях на соревнованиях. Поэтому-то рабочие-спортсмены быстрее и лучше приспосабливаются к любой производственной обстановке, поэтому они и обладают более высокой работоспособностью, чем те, кто не дружит со спортом. Многие разновидности спорта имеют прямые «родственные» отношения с определенными рабочими профессиями. В лексиконе ученых, занятых проблемами физического воспитания, бытует термин «фоновое движение». Например, у футболиста бег - фоновое движение, а удар по мячу - ведущее. Чем совершеннее первое, тем эффективнее второе. Если фоновое движение выполняется автоматически, сознание как бы освобождается от непосредственного контроля за ним и все внимание концентрируется на ведущих, главных движениях. Стало быть, влияя на фоновые движения, можно косвенно влиять и на основные.
По мнению профессора В. В. Белиновича, на производстве наблюдается аналогичное взаимодействие между основными и вспомогательными движениями, поскольку физиологический механизм в обоих случаях в принципе одинаков. Занятия определенными видами спорта помогают совершенствовать определенные фоновые движения, соответствующие той или другой профессии, а следовательно, способствуют лучшему освоению данной профессии.
Мало того, психологи и педагоги давно уже доказали, что при наличии сходных элементов в действиях одного, так сказать, «родственного» двигательного навыка облегчается процесс обучения другому. Поэтому многие спортивные движения способствуют освоению определенных профессиональных двигательных навыков. Остается только определить, какие виды спорта или отдельные спортивные упражнения наиболее полезны в данных целях.
Например, у штукатуров-маляров наибольшая нагрузка во время работы приходится на кисть, предплечье и плечо. Поэтому будущих мастеров этого дела целесообразно вовлекать в секции спортивной гимнастики и волейбола. Занятия этими видами спорта не только укрепляют руки и мышцы плечевого пояса, но и содержат немало движений, «родственных» тем, что мы видим во время работы штукатуров-маляров. У них же должен быть в большом почете и велосипедный спорт, развивающий силу ног: профессия штукатура-маляра требует определенной выносливости для работы стоя.
На радиотехнических, электроламповых, часовых и шарикоподшипниковых предприятиях широко применяется ручной труд, связанный с монтажом мелких деталей. В условиях конвейерного производства такой труд предъявляет повышенные требования к высшей нервной деятельности, зрению и осязанию. Только при достаточном развитии этих функций возможно освоение подобных профессий, чему успешно помогает спорт. Это доказано работой кандидата медицинских наук доцента ГЦОЛИФИ С. А. Полиевского.
Вначале он определил уровень физиологических показателей 104 юных спортсменок-разрядниц, воспитанниц одной из московских спортивных школ.
Оказалось, что спортсменки превосходят сверстниц, не занимающихся спортом, и в быстроте различения мелких предметов, и в тактильной чувствительности, и в подвижности нервных процессов. Следовательно, эти качества могут совершенствоваться тренировкой. И тогда воспитанницам 15-го московского профессионально-технического училища - будущим сборщицам часовых механизмов - предложили на досуге тренироваться в различных спортивных секциях на выбор, кому какой вид спорта нравится. А затем в середине и в конце годичного срока обучения проводились различные испытания с целью выявить эффект освоения ими фоновых движений: определялась реакция на световые сигналы и быстрота различения мелких предметов, точность движений и «верность глаза», и, наконец, испытуемые в производственных условиях выполняли четыре операции конвейерного цикла сборки часов. И во всем впереди оказались спортсменки: и работали быстрее и меньше допускали «холостых» движений. Проще говоря, их труд был более производительным.
Таким образом, было установлено, что уровень физиологических функций, обеспечивающих наилучшее овладение профессией сборщицы мелких деталей, у спортсменок, особенно занимающихся настольным теннисом, волейболом и баскетболом, значительно выше, чем у их сверстниц, имеющих лишь общую физическую подготовку.
А спортивная гимнастика отошла на второй план. Зато она же спорт № 1 для многих других специальностей, к примеру монтажников электромачт, каркасов башен и зданий. Они работают на большой высоте, стоя, на корточках, согнувшись, сидя верхом на какой-нибудь балке или даже лежа, располагаясь подчас на весьма узкой опоре. Тут нужна незаурядная ловкость, а главное, смелость, потому что страх порождает излишнее мышечное напряжение, сковывает человека, а это вызывает быструю утомляемость, неточность в движениях и, как следствие, низкую производительность труда. Лишь после 4 - 5 лет работы люди привыкают к высоте. А кандидат педагогических наук из Москвы В. А. Кабачков доказал, что этот срок возможно сократить примерно в 20 раз (!). Если призвать на помощь специальную гимнастику, акробатику и батут. Из новичков, только что поступивших в московское областное ПТУ № 13, были сформированы две группы с одинаковыми психофизиологическими показателями. Во время обучения будущей профессии первая группа (контрольная) ограничилась уроками общей физической подготовки, а вторая (экспериментальная) занималась по специальной программе, включающей упражнения на гимнастическом бревне, подвешенном на пятиметровой высоте, на перекладине, брусьях, канате, на гимнастической лестнице, расположенной вертикально, наклонно и горизонтально под потолком. Занимались акробатикой, батутом, прыгали через «козла» и вниз с высоты 5,5 метра...
Когда семнадцатилетние ребята еще до начала обучения впервые поднялись на верхнюю открытую площадку высотной стройки, у каждого забилось сердечко. Пульс участился в среднем на 16 ударов в минуту по сравнению с «земным существованием». И эта разница сократилась в восемь раз после трех с половиной месяцев тренировок в спортивном зале. Прежнего страха уже не было. Что же касается первой (контрольной) группы, то там особых изменений не наблюдалось: пульс учащался на высоте, как и раньше.
И в условиях настоящей работы на строительстве, на высоте 24 метров, производственное задание экспериментальная группа выполнила быстрее, чем первая.
В другом исследовании выяснилось, что монтажникам-высотникам необходимо еще заниматься и борьбой. Она развивает координацию и обуславливает способность сохранять равновесие при резких и внезапных изменениях положения тела в пространстве, что случается во время работы не высоте, особенно при сильном ветре.
Таким образом, применяя специальные физические упражнения, можно ускорить подготовку к бесстрашной работе на высоте и быстрее развить необходимые для монтажников физические качества и навыки.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.