Большинство людей видят медуз только на берегу, выброшенных волной, в виде неприятных слизистых комков. Иногда замечают их бледные силуэты в воде. Но другое дело, когда наблюдаешь медузу под водой. Невольно приходит на ум сравнение ее с необычным, ярким цветком. Это сходство особенно усиливают разнообразные отростки и щупальца, отходящие от тела медузы. Это или длинные нити, или отростки, похожие на тончайшие кружева и резные хрустальные изделия.
Велико разнообразие медуз: среди них есть и карлики - величиной в несколько миллиметров и настоящие великаны, как, например, медуза холодных вод - цианея, диаметр колокола которой достигает порой двух метров, а щупальца тянутся на десятки метров.
Сходство с цветами чисто внешнее: медузы - хищники. Добычей им служат различные мелкие животные: рачки, небольшие рыбы, личинки. Ловят их медузы щупальцами, которые покрыты массой особых стрекательных клеток. Каждая такая клетка наполнена сильнодействующим ядом, и внутри нее находится спирально свернутая нить. Стоит коснуться такой клетки, как нить распрямляется, прорывает оболочку и, словно отравленная стрела, вонзается в тело. Бесчисленное множество таких стрел парализует или убивает жертву.
На человека действие яда медуз может быть различным.
При касании аурелии, наиболее широко распространенной в -наших водах медузы, можно почувствовать легкое жжение.
Черноморская медуза пилема обжигает, как крапива.
Крупная цианея может вызвать тяжелое поражение организма.
А касание некоторых медуз тропических морей вызывает смерть.
Медузы обычно не висят неподвижно в воде, а, сокращая края купола, словно порхая, плывут в толще воды. За ними сетью тянутся щупальца.
Тип кишечнополостных, к которому относятся медузы, включает многие виды животных. Сюда относятся также и актинии, к которым еще больше подходит сравнение с цветами. В отличие от большинства медуз актинии ведут малоподвижный образ жизни, прикрепившись основанием туловища к какой-нибудь твердой поверхности.
Многочисленные поселения этих животных в некоторых местах морского дна разноцветным ковром покрывают подводные скалы и камни.
Одними из наиболее многочисленных являются крупные актинии метридиум-диантус. Множество мелких щупалец пышным венцом окружает их верхнюю часть туловища. В центре этого венца находится рот животного. Щупальца плавно колышутся, поджидая добычу. Так же как и у медуз, эти щупальца несут множество стрекательных клеток.
Метридиумы создают многочисленные колонии. В Японском море у поверхности воды эти животные - красноватых, коричневатых и зеленоватых тонов, но с глубиной окраска светлеет, и на глубине 20 - 30 метров простираются поля чисто белых актиний. В зеленом сумраке глубины они словно излучают белый, призрачный свет.
Великолепны метридиумы в Белом море. Высотой около полуметра, животное напоминает миниатюрную пальму. Здесь часто можно встретить вместе актиний разных цветов: желтых, розовых, красных, белых, и тогда колония выглядит красочной клумбой.
Казалось бы, что медуз и актиний должно избегать все живое. Но с удивлении замечаешь рядом с некоторыми медузами небольших рыбок. Стоит их испугать, как рыбки бросятся под купол или в гущу щупалец. Здесь они чувствуют себя в полной безопасности. В таком содружестве в Черном море живут мальки ставриды и медуза пилема, в сенсорной части Тихого океана - мальки пикши и цианея. В какой-то мере рыбки нечувствительны к яду медуз или ловко избегают касания о смертоносные щупальца.
Еще больше сожителей у актиний: здесь и рыбы, креветки, крабы. В Японском море среди актиний метридиум часто можно видеть небольших, малоподвижных крабов. Обхватив ножками тело актинии, они осторожно очищают его от остатков пищи, различного мусора. А в тропических морях, например, краб мелея использует актиний как своеобразное оружие, постоянно нося их в своих клешнях. При приближении врага он выставляет ему навстречу актиний.
Плавая с аквалангом под водой, я всегда с удовольствием фотографирую красивых животных. Эти фотографии сделаны в Японском, Белом и Черном морях.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.