А может быть, у меня нет настоящей техники...
Но, видимо, и не может быть такой техники, с помощью которой артист мог бы увлечь зал, оставаясь внутренне абсолютно спокойным.
Чувства и настроения мима четко отделены одно от другого. Точность в деталях не оборачивается раздробленностью оттенков и переходов. Однако ясность рисунка всегда оставляет место для той самой атмосферы творчества, которая так драгоценна на сценической площадке. Связь формы искусства с реальностью загадочна. Связь их идей с действительностью очевидна.
Олег. Нам нужно быть внимательными, замечать отклонения от нормы, гиперболы...
Разумеется, не ради одного лишь остроумия движений, а во имя точности и правдивости. Ибо гипербола в жизни - это счастливое совмещение увеличительного стекла и образа, это вспышка, освещающая характер...
Взрослея, мы все чаще пытаемся заглянуть в свое детство, понять законы чудесных превращений, которые были так естественны тогда и, может быть, только дремлют сегодня...
Олег. В детях есть ясность и точность, которая нам кажется почти фантастической. Я никогда не забуду, как пятилетний карапуз гнался за бумажкой. Он бежал с такой досадой и с такой верой в справедливость... Бумажка замрет на секунду, он присядет над ней, чтобы схватить, и снова - порыв ветра... Это было и смешно, и трогательно, и, пожалуй, даже трагично. И почему - то вспомнилось, как музыканты, исполняя старинную музыку, с каким - то невыразимым пониманием покачивают головами.
Мы пытались репетировать эту сцену. Не получается...
Наташа. Мы не стараемся играть в детей. Для нас они эталон непосредственности, соответствия между чувством и выражением. Дети помогают нам контролировать себя, избавляться от фальши и лицемерия...
... Еще один номер - «Мимические этюды». Он гонится за ней, а она убегает и превращается в оленя, в прекрасную птицу...
Я смотрю на них, и мне вспоминаются кинокадры - журавли, бегущие под музыку Чайковского.
Первая часть «Этюдов» озвучена прелюдиями Баха в современной аранжировке, вторая - музыкой Чаплина, третья - менуэтом, переходящим в твист, из мультипликационной ленты «Бременские музыканты».
Олег. В мимах, по - моему, есть что - то мультипликационное. Пантомима и мультипликация близки друг другу и в пластике и в драматургии...
- Если бы существовал волшебник, который мог бы исполнить все ваши желания, что бы вы у него попросили?
Олег. Я бы хотел, чтобы в Москве открылся театр пантомимы. А еще... Я хочу поступить в ГИТИС на отделение эстрадной режиссуры, но здесь можно обойтись без волшебства.
Наташа. Мне хотелось бы всегда знать так много, чтобы не нужно было учиться. Но если это неисполнимо, то выдержать экзамены на балетмейстерский факультет ГИТИСа.
... Я снова вижу их на сцене. И убеждаюсь, что сказали они гораздо меньше, чем мы в состоянии услышать от них, когда они молчат.
Да, им не нужны слова. Только музыка. Только мотив, который с первых же тактов становится и твоей мелодией. Они выходят, молодые и легкие, заставляя зал почувствовать, что за ними - тысячи лет пантомимы, что за ними - и Греция, и Япония, и Франция, и весь сегодняшний мир. Они, словно вычерченные пером графика фигуры переходят из кадра в кадр бесконечной киноленты, из одной эпохи другую, почти не меняясь внешне и каждый раз удивительно точно встраиваясь на волну современности, добрые, смелые и неуязвимые, несмотря на кажущуюся беззащитность.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.