Нужна ли нашей жизни сатира?
Нужна! Какой разговор.
Ну, а если вдуматься, зачем?.. Чтобы лишний раз задать классический вопрос и непрезентабельно ответить на него: «Над кем смеетесь?.. Над собой смеетесь!»?
И что за нужда смеяться над собой, да еще порой неуважительно, даже зло? Воздадим должное Гоголям и Щедриным, благо они не нас задевали, а своих современников, давно канувших в Лету.
Правда, нельзя не признать, что Хлестаковы и маниловы, иудушки и органчики нет-нет да и попадаются в наши дни. И порой от них не смешно, порой плакать хочется. Но, чтоб они не испортили нам настроение, договоримся их не замечать, сделаем вид: не существует таковых, повымерли.
Ну, а если появятся новенькие, кто не менее уродлив и смешон, чем прежние Хлестаковы и органчики? Что с ними делать? Тоже не замечать? Жить рядом, строить вместе с ними БАМ, завоевывать космос?..
Жить рядом... «Папа сказал, что пойдет к Александру Петровичу, а сам пошел к дяде Васе» – «раздавить на двоих». Мама сказала, что у нее полно дел, а сама надела новое платье и отправилась с Александром Петровичем в кино. Сын Вова сказал, что уходит на дополнительные занятия, а сам – к Сережке курить... Не правда ли, слаженная семья – никто никому не мешает? Пока... Но за их будущую жизнь не ручается и сам автор.
А кто он?.. Сатирик Николай Булгаков, один из участников VI Всесоюзного совещания молодых писателей, в настоящее время военнослужащий срочной службы. Несмотря на молодость (родился в 1950 году!), он успел уже напечатать свои рассказы в сатирических сборниках, в «Комсомольской правде», «Литературной газете», «Литературной России», «Юности», «Крокодиле», «Москве» и пр. и пр. В «Смене» же появляется впервые.
Ознакомимся с тем, что он пишет, и осмыслим: вдруг да из него получится талантливый сатирик!
Владимир Тендряков
Папа сказал, что пойдет к Александру Петровичу, а сам пошел к дяде Васе.
Мама сказала, что у нее полно дел, а сама пошла в свою комнату глядеть на себя, какое у нее удачное платье.
Вова сказал, что ушел на дополнительные занятия по русскому языку, а сам пошел к Сережке курить.
Кошка Муська, оставшись на кухне одна, выпила молоко из своего зеленого блюдца, а потом еще взяла котлетку со сковородки.
Но еще до этого сантехник дядя Вася сказал в квартире, где протекает труба, что такая на замену вряд ли найдется, а сам ее уже принес – под ватником прятал. Так что сейчас у него были три рубля.
Вовина учительница еще днем сказала в школе, что систематически проводит дополнительные занятия по русскому языку, и теперь могла со спокойной совестью позвонить Александру Петровичу.
Александр Петрович ответил учительнице, что, к сожалению, срочно уходит в баню, а сам позвонил Вовиной маме. И они пошли в кино.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Многозвучие чувств
Беседуют Егор Дроздецкий, бригадир комплексно-механизированной бригады шахты «Нагорная» объединения «Южкузбассуголь», Герой Социалистического Труда, делегат XXV съезда КПСС и Петр Симагин, горнорабочий очистного забоя, комсомолец