ЭТОТ РАЗГОВОР с Николаем Пучковым особенно запечатлелся у меня в памяти
... Минуты труднейшей спортивной борьбы остались позади. Шестьдесят минут, полных напряжения, азарта и драматизма. Захватывающий матч с канадцами. Состязание мастерства. И в еще большей степени - состязание воли. Состязание, где каждая мелочь была решающей.
И вот состязание кончилось. Победа! В небо победоносно всплывает алое полотнище с серпом и молотом. Наши случайные соседи по трибуне каким-то шестым чувством угадывают, что рядом с ними - русские, и приветливо кивают головами. Это своего рода поздравление. Наконец взгляд останавливается на виновниках торжества - хоккеистах...
Что это? Почему я не узнаю лица вратаря Пучкова? Скулы на его лице как-то неестественно дергаются.
Может быть, это только кажется?
Недавние соперники, обнявшись, покидают ледяную площадку. Бросаюсь к ним навстречу. Опять вглядываюсь в лицо Пучкову. Да, оно продолжает подергиваться судорожными движениями.
И, забыв о том, что бежал, чтобы крепко обнять Николая, спрашиваю:
- Коля, что с тобой? Плохо себя чувствуешь?
- Нет, отлично чувствую... Просто... нервы сдали...
Вратарь силится улыбнуться. Но и улыбка выходит слишком судорожной...
ЧТО ТАКОЕ хоккейный вратарь?
Любителям спорта, наверно, не приходилось задавать себе такой вопрос. А если и случалось, они наверняка отвечали:
- Ну... это один из пятнадцати игроков команды. Правда, особый. Он один играет весь матч без перерывов. Остальные все время сменяются. Но это и понятно. Вратарь стоит на месте. Ему не приходится, как угорелому, носиться по полю. Ну, упадет десяток раз на лед. Ну, пусть еще раз десять отобьет шайбу. Тут ведь не требуется большого напряжения... Тут все дело лишь в мастерстве вратаря!...
Но так ли это на самом деле?
Хоккейный вратарь - совершенно своеобразная фигура в спорте. Его не сравнишь ни с кем: ни с полевым игроком, ни даже с футбольным голкипером.
Целый матч он может простоять на месте. Почти не двигаясь. Без стремительных выходов и головокружительных бросков, свойственных его футбольному тезке. Целый матч он почти не двигается с места. Но он все время в игре. Внимание его постоянно сосредоточено. Без малейших пауз. Ведь хоккей с шайбой необыкновенно стремителен. В любое мгновение шайба может стрелою пролететь от одних ворот к другим.
Хладнокровие и расчет - вот качества, отличающие хоккейного вратаря. Железное спокойствие в самый разгар напряженной схватки. Шайба, будто раненый зверек, мечется у него перед глазами. А он все время строго следит за ее движением. Без пауз. Без отдыха. Не двигаясь с места до того момента, когда придет необходимость броситься навстречу шайбе...
Жаль, что не существует прибора, с помощью которого можно измерять нервное напряжение спортсменов во время соревнований. Тогда мы бы поняли, сколь огромная нагрузка выпадает на долю хоккейного вратаря. Все шестьдесят минут он до ряби в глазах сосредоточен. Весь во внимании. Весь в напряжении.
Это очень трудно - быть стражем хоккейных ворот. Не случайно знатоки хоккея - канадцы - говорят: « Лучшим хоккейным вратарем был бы человек, не имеющий нервной системы» . Такой, конечно, никогда не родится на свет. Что же остается простым смертным? Научиться быть хозяином своих чувств. Заставить нервы замолчать. До предела закалить свою волю...
Спортивный путь Николая Пучкова помогает понять, как это лучше сделать.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Москва, «Смене»