У наших индийских сверстников

Вадим Кассис| опубликовано в номере №784, январь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Молодежь сплачивает свои ряды

В поездках по Индии мне приходилось постоянно общаться с молодыми людьми. Я часто беседовал с ними, интересовался их жизнью и работой. И каждый, с кем мне доводилось разговаривать, подчеркивал, что за последнее время роль молодежи в строительстве независимой Индии все более возрастает.

Минувший год ознаменовался значительным усилением деятельности индийских молодежных организаций, которые до этого, как известно, отличались крайней раздробленностью. Прогрессивные силы страны делают все для того, чтобы покончить с этой раздробленностью, чтобы сплотить и поднять молодежь на борьбу за коренные интересы народа, привлечь ее к активному участию в национальном строительстве родины. На конференции, состоявшейся в апреле прошлого года в городе Удайпуре, делегаты включили в программу деятельности индийской молодежи пункт о распространении идей научного социализма, поставили перед ней цель - бороться за построение социализма.

После этого многие молодежные организации штатов и крупных городов выразили желание создать единую федерацию с крепким руководством в центре и на местах, федерацию, способную отстаивать интересы молодежи, вовлекать ее в экономическую, культурную и политическую жизнь страны. А вскоре была созвана учредительная конференция Всеиндийской молодежной федерации - ВМФ. Это явилось большим событием. ВМФ объединила в своих рядах демократические силы молодежи Калькутты, Бомбея, Кералы и других городов и штатов Индии.

Не так давно мне довелось беседовать с генеральным секретарем федерации С. Митрой. - Мы уверены, - сказал он, - что ВМФ всколыхнет молодежное движение Индии. Федерация примет деятельное участие во всех международных молодежных мероприятиях, направленных на укрепление мира и дружбы.

Познакомьтесь: «грамсеваки»...

... Однажды мне пришлось заночевать в одной из деревень штата Уттар-Прадеш. На рассвете, когда жители деревушки Гранатх уже приступили к своим обычным делам, я отправился посмотреть поля сахарного тростника.

На краю деревни, возле древнего храма с обвалившейся штукатуркой и истертыми каменными ступенями, я заметил группу ребят. Их было не менее двадцати. Они сидели вокруг сколоченного на скорую руку стола и о чем-то жарко спорили.

Сопровождавший нас глава деревенского панчаята - «совета старейших» - Рагбир Сингх сказал:

- Это наши грамсеваки, хотите познакомиться?

«Грамсевак» в переводе на русский язык означает «слуга деревни». Несколько лет назад индийская молодежь выступила инициатором организации специальных сельскохозяйственных колледжей. Пять - шесть месяцев учащиеся этих колледжей занимаются теорией: изучают агротехнику, ветеринарию, санитарное дело, различные ремесла, - а затем выезжают примерно на такой же срок в деревню. Там учащиеся трудятся на полях, присматривают за скотом, ведут культурно-просветительную работу. Вот кто такие грамсеваки.

- Грамсевак должен уметь делать все, - сказал мне Гопал Гура, высокий, широкоплечий юноша. - Крестьяне доверяют нам, а мы должны за это платить им своими знаниями.

Гопал Гура познакомил нас со своими друзьями. Саджам Сингх, Бхарат Наг, Нараян и другие парни принадлежали к различным молодежным организациям. Всех их объединяло одно стремление - как можно быстрее вызволить индийскую деревню из нужды, помочь труженикам земли повысить урожаи, ликвидировать неграмотность, улучшить санитарные условия.

- Лучшей наградой за наш труд мы считаем благодарность крестьян, - сказал, улыбаясь, Гопал.

Затем юноша рассказал мне, что он учится в Делийском университете и что товарищи избрали его старшим группы.

- Государство затрачивает на нас большие средства, - продолжал Гопал Гура, - и мы не вправе напрасно тратить время. Отдыхать будем потом. Нас ждут стройки. Наша цель- вооружиться знаниями и нести их в деревню, идти туда, где встают дамбы, где поднимаются корпуса заводов, оказывать всяческую помощь народу.

В труде и учебе мужает юность

Надо сказать, что Индия еще переживает большие трудности. В стране, где свыше 80 процентов населения живет в деревне, до сих пор не решен главный вопрос - вопрос о передаче земли тем, кто ее обрабатывает. Достаточно сказать, что все аграрные законы, которые были приняты до настоящего, времени, сохраняют принцип помещичьего землевладения. Много вреда приносят также остатки кастового строя; государство испытывает нехватку валюты. Но большинство индийцев верят в лучшее будущее, стараются честным, напряженным трудом приблизить его приход. В этом отношении уже достигнуты значительные успехи. Развивается в стране тяжелая промышленность. Принимаются меры, направленные, на ликвидацию безработицы, повышение материального и культурного уровня народа. Огромную бескорыстную помощь молодой республике оказывают страны социалистического лагеря во главе с Советским Союзом. Эта помощь благотворно сказывается на укреплении индийской национальной экономики. За минувший год в Индии увеличился выпуск стали, текстиля, цемента, автомобилей, паровозов и другой промышленной продукции. Но юноши и девушки, отцы и старшие братья которых освободили их от цепей колониального рабства, хотят видеть свою отчизну еще более счастливой и могущественной. Эту сокровенную мечту выражали многие молодые индийцы, с которыми я встречался накануне десятилетия со дня провозглашения республики. Молодые крестьяне, рабочие, ученые, студенты сознают свою ответственность перед родиной и вносят посильный вклад в строительство независимого государства.

Вспоминая сейчас то, о чем говорили Гопал Гура и другие молодые индийцы, мне невольно приходят на память слова Джавахарлала Неру, произнесенные им в городе Аурангабаде на церемонии открытия нового университета.

- У молодежи нашей страны нет времени предаваться праздным развлечениям, - сказал премьер-министр. - Она должна учиться и как можно больше учиться. Каждая страна нуждается в образованных людях, в ученых и инженерах... Учение не имеет границ. Это бесконечный процесс познания нового. Чем больше вы учитесь, тем больше благ приносите своему народу...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены