Сегодня «Глобус» приглашает вас, уважаемые читатели, за свои «круглый стол», где вы встретитесь с видными советскими журналистами-международниками. Разговор будет идти о событиях заканчивающегося 1960 года.
Итак, разрешите представить участников нашей сегодняшней встречи:
обозреватель газеты «Известия» - Мэлор СТУРУА, редактор газеты «Правда» по отделу стран Европы - Вадим НЕКРАСОВ,
редактор газеты «Комсомольская правда» по иностранному отделу - Олег ИГНАТЬЕВ,
обозреватель газеты «Известия» - Валерий ЛЕДНЕВ, редактор газеты «Правда» по отделу стран Азии и Африки - Виктор МАЕВСКИЯ.
Просматривая многочисленные комментарии зарубежной и нашей печати, посвященные итогам президентских выборов в Соединенных Штатах Америки, я обратил внимание на одно довольно любопытное обстоятельство. Авторы этих комментариев, проживающие в самых различных уголках земного шара, придерживающиеся, само собой разумеется, различных, а зачастую противоположных взглядов, давали, не сговариваясь, идентичные заголовки своим статьям. А именно: «После выборов - перед выбором».
И это не просто эффектная игра слов. В них афористично схвачена основная суть проблемы, основное значение итогов избирательных баталий, которые потрясли заокеанскую державу.
О каком выборе в данном случае идет речь? Речь идет о том, какой путь выберут новый президент и конгресс для государственного корабля Америки: направят ли они его в русло мирного сосуществования или он по-прежнему будет скитаться по воле волн «холодной войны»?
К сожалению, американский избиратель не располагал правом такого выбора. Электронные машины подсчитали бюллетени, которые были поданы не «за» или «против» мирного сосуществования и «холодной войны», а «за» или «против» Никсона и Кеннеди. И тем не менее итоги выборов отразили весьма существенные сдвиги, происшедшие в недрах американской общественности. Она отказала а доверии обанкротившемуся политическому курсу Эйзенхауэра - Никсона. Мне кажется, что вернее было бы говорить не столько о победе Кеннеди, сколько о поражении Никсона. Кстати сказать, этим обстоятельством и объясняется в значительной степени небольшой перевес голосов, который получил победитель.
Американский избиратель сделал все, что возможно в рамках так называемой буржуазной демократии. Он выдал демократу Кеннеди незаполненный бланк. Какие дела будут вписаны в него, покажет будущее. Сейчас еще не время гадать на этот счет, хотя повышение курса акций военных предприятий на нью-йоркской бирже и выступление Честера Боулса внешнеполитического советника будущего демократического президента - не могут не насторожить.
Мудрая французская поговорка гласит: чем больше перемен, тем больше все остается по-старому. Победители много говорят о переменах, они критикуют политику сохранения статус-кво, а вернее, косности, которую проводило правительство Эйзенхауэра в важнейших, узловых вопросах современности - в вопросах разоружения, берлинском вопросе и т. д. Да, эти вопросы нельзя больше искусственно консервировать, они должны быть решены, но решены в интересах мира и международной безопасности. В случае, если новый хозяин Белого дома и его команда будут пытаться решать эти вопросы в иных интересах, в интересах агрессивных империалистических кругов, - ничего нового за подобными переменами не последует.
Президентские выборы в Соединенных Штатах Америки, включая и те, которые происходили в этом году, часто квалифицируются как фарс, комедия, балаган. Такая характеристика правильна постольку, поскольку она отражает иллюзорность буржуазной демократии, постольку, поскольку она отражает зачастую опереточные формы ее проявления. Но президентские выборы в США далеко не фарс, когда речь идет об их международном значении. Недаром весь мир с пристальным вниманием следил за избирательной борьбой в Соединенных Штатах. Как подчеркивается в телеграмме Н. С. Хрущева Джону Кеннеди: «Взоры многих людей обращены к Соединенным Штатам и Советскому Союзу, так как от состояния советско-американских отношений во многом зависят судьбы всеобщего мира». Люди мечтают о том, чтобы обе эти великие державы плодотворно сотрудничали в интересах сохранения и упрочения мира. Именно к этому стремится Советский Союз, именно это он и предлагает Соединенным Штатам, напоминая им о временах Франклина Рузвельта.
Бурным и сложным был прошедший год для жителей западноевропейских стран. Правда, здесь в отличие от Африки, Азии, Латинской Америки не гремели винтовочные выстрелы, не совершались народные революции. Но каждая из основных проблем нашего времени находила острое выражение и во внутриполитической и в международной обстановке, сложившейся в Западной Европе.
Вспоминая сейчас прошедшие месяцы, большую часть которых мне довелось пробыть в Англии, хочется отметить события, связанные с торпедированием американской военщиной парижской встречи а верхах. Большие надежды возлагались народами на эту встречу. Люди самых различных взглядов верили в успех парижской встречи, сходились во мнении, что мирное сосуществование не только желательно, но и вполне возможно.
Наглые провокации Пентагона, поддержанные Эйзенхауэром и его окружением, были тяжелым ударом. Наступил период растерянности. Не все сразу поняли, что речь идет на о крушении надежд на мир, а о необходимости поставить на место зарвавшихся провокаторов. Лишь спустя недели люди начали уяснять себе, что недостаточно только требовать нового совещания на высшем уровне, что нужно бороться за создание условий, в которых встреча глав правительств действительно принесла бы положительные результаты. Поэтому поражение сторонников политики Эйзенхауэра - Никсона на президентских выборах в США было расценено многими в Западной Европе как свидетельство сдвигов в народных настроениях, идущих в правильном направлении.
В то же время следует сказать, что не дремали и чёрные силы - все те, кто стоит на стороне реакции и войны. Замешательство, вызванное провалом парижской встречи, попытались использовать боннские реваншисты для нового этапа ядерного вооружения бундесвера. Западную Германию захлестнула мутная волна провокационных милитаристских сборищ. Открыто прозвучали требования захвата новых земель:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.