Больше бумаги стране! Этот призыв партии и правительства горячо подхвачен сейчас комсомольцами Севера, Урала, Прибайкалья, строителями новых предприятий, которые дадут стране сотни тысяч тонн бумаги, целлюлозы, картона. Ленинский комсомол взял шефство над строительством шестнадцати предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Эти стройки объявлены ударными комсомольскими.
С вводом в строй новых предприятий бумаги в стране станет в два раза больше, целлюлозы в три и картона в пять раз больше, чем сейчас. Возрастет качество продукции, будет освоен массовый выпуск такого дефицитного сейчас вида бумаги, как мелованная, резко увеличится производство тарного картона, необходимых сортов промышленной бумаги и целлюлозы.
Камский целлюлозно-бумажный комбинат - одна из шестнадцати ударных строек. Здесь будет создана основная база по выпуску мелованной бумаги в стране. Бригада «Смены» и пермской молодежной газеты «Молодая гвардия» провела рейд по ударной комсомольской стройке, о результатах которого вы прочтете на этой странице.
На берегу Камы, недалеко от города Перми, расположены корпуса Камского целлюлозно-бумажного комбината. Бумага и целлюлоза, изготовленные здесь, развозятся в разные концы нашей страны. По соседству с действующими предприятиями комбината развернулась большая стройка. По решению правительства Камский комбинат сейчас значительно расширяется и реконструируется. Центральный Комитет ВЛКСМ объявил эту важную стройку ударной комсомольской.
Сейчас заканчиваются последние отделочные работы на фабрике мелованных бумаг. Одна из установленных машин уже дает продукцию, скоро будет пущена в ход и вторая.
Но в общем положение дел на стройке оставляет желать лучшего. Строительство целого ряда важных объектов - древесно-массного завода, цеха улавливания волокна, линии высоковольтной электропередачи и других - непростительно затягивается.
Что же мешает всесоюзной ударной комсомольской стройке на Каме? Почему не все ладится у строителей? Где, в каких местах, на каких участках теряется драгоценное время? Ответы на эти вопросы и искала наша рейдовая бригада.
У здания древесно-массного завода, где идут подготовительные работы по установке седьмой пары дефибреров, превращающих древесину в древесную массу, мы встретили начальника участка Ивана Васильевича Русакова.
- Когда должна быть установлена седьмая пара? - поинтересовались мы.
- Уже сейчас и седьмая и восьмая пары дефибреров должны быть установлены, - пояснил Иван Васильевич, - а мы только приступаем к установке седьмой. Опять проектировщики подвели...
Оказывается, техническая документация на седьмую пару дефибреров поступила от проектных организаций только... в июле этого года, а на восьмую пару технической документации до сих пор нет. Таким образом, строители были поставлены перед выбором: или вообще не вести работы или начинать их, имея только часть чертежей и проектов.
Может быть, случай с дефибрерами - досадная случайность, обидный срыв? Но, увы, в управлении пятого стройтреста, ведущего работы на комбинате, нам рассказали, что техническая документация на большинство объектов регулярно задерживается. Сплошь и рядом строители вынуждены приступать к работам, не имея на руках необходимых чертежей. Это ведет к непроизводительным затратам, к дорогостоящим переделкам, а главное, - к большим потерям времени.
- Как вы думаете, - спросил нас управляющий трестом Николай Васильевич Крутиков, - согласился бы кто-нибудь из руководителей любого промышленного предприятия приступать к освоению выпуска продукции неизвестно какой, продукции «икс»? Ясно, нет. А нас примерно так и вынуждают поступать: ведь на многие объекты, включенные в план строительства, до сих пор нет рабочих чертежей. А перспективный план, предусматривающий производство работ по расширению и реконструкции комбината на ближайшие три-четыре года? Его тоже нет у строителей. А без такого плана нечего и думать о ритмичной высокопроизводительной работе. Вот и выходит, что мы дальше своего носа не видим...
Это не единственное, что мешает строителям. Стройка испытывает острую нужду в стройматериалах, и в первую очередь в металле. Как выяснилось, только на два объекта строительства - фабрику мелованной бумаги и цех улавливания волокна - нужно металла столько, сколько отпущено Пермским совнархозом на весь трест № 5. Пермскому совнархозу, Госплану РСФСР необходимо в самое ближайшее время решить вопросы о выделении необходимых фондов на строительные материалы для стройки Камского целлюлозно-бумажного комбината.
Есть у камских строителей серьезные претензии и к ленинградскому институту «Гипробум». Целый ряд проектов «Гипробума» обладает просчетами, недостатками, а порой и ошибками. Так, из-за того, что проект коммуникаций и электрохозяйства машины по выпуску мелованной бумаги, разработанный «Гипробумом», не совпадал с заводским, строители потеряли около месяца, из-за недочетов проекта цеха улавливания волокна - еще три недели. Мелочные просчеты проектировщиков оборачиваются крупными потерями времени на строительстве.
Не раз нам приходилось видеть, как то одна, то другая бригада сидит без работы. Причина таких вынужденных простоев одна: на стройке не хватает автомашин. Существующий автопарк не в силах обеспечить даже самые минимальные потребности строительства. Отсутствие транспорта - самый больной вопрос на стройке, проблема № 1. Строители буквально задыхаются без машин. И вдруг, зайдя в гараж треста, мы увидели около пятнадцати бездействующих самосвалов.
- В чем дело? - спросили мы заведующего гаражом.
- Нет резины. - ответил он. Выяснилось, что управление снабжения и сбыта Пермского совнархоза явно занизило планирование фондов по авторезине для треста № 5- по 0,8 покрышки на один автомобиль в год. Меньше одного колеса на машину! На машину, которая в среднем проходит за год 40-50 тысяч километров при норме 36 тысяч километров! Сейчас на стройке имеется машин в шесть раз меньше, чем требуется, да к тому же многие из них простаивают. Пермский совнархоз обязан выделить этой важнейшей стройке необходимое количество самосвалов, обеспечить их авторезиной.
Немало простоев на стройке происходит и из-за того, что не вовремя поставляются железобетонные конструкции, зачастую не хватает арматуры самых ходовых профилей. Все это, вместе взятое, сильно сдерживает темпы строительства, нарушает сроки сдачи важных объектов комбината.
Сейчас комсомольцы ударной стройки готовятся к зимним условиям работы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К пятидесятилетию со дня смерти Л. Н. Толстого