Трижды правы учителя физкультуры, утверждая обязательное и активное присутствие на уроках освобожденных детей. Только ведь учителя не все могут. Есть школьники, которые хотят бегать, но за частоколом справок начинают ощущать себя инвалидами. Кто и когда посчитал школьников, числящих себя больными? Сколько из них эту живучую психологию унесут на производство, в институты, в армию? Думают ли родители и врачи, предоставляя справки, ограничивающие физическую активность, что они наносят школьнику травму, убеждая его в собственной неполноценности?
А может, есть смысл изучить историю возникновения этих групп и задуматься о своеобразных ножницах: жить стали лучше, умственная нагрузка у школьников возросла значительно, но резко снизилась физическая активность. Что последует за этим?
Итак, 10 процентов школьников отнесены к подготовительной и специальной группам. А что происходит с ними, когда они поднимаются выше?
Я специально интересовался этим вопросом, находясь в командировке для знакомства с физвоспитанием студентов Львова. Так, в медицинском институте эта цифра уже выше и достигла 15,3 процента. При поступлении в институт освобожденных от физкультуры насчитывается человек пятьдесят, а после зачисления число освобожденных возрастает до 500!
Согласно правилам поступления, абитуриент предоставляет справку по форме № 286, а в мединституте проходит и специальную комиссию. И то и другое не мешает будущим врачам приносить на кафедру физвоспитания справки, освобождающие от движений. Можно предположить, что эти специалисты, мягко говоря, с подпорченной психологией вряд ли пропишут своим пациентам столь эффективное лекарство, каким является физкультура. И можно огорчаться, узнав, что это происходит в институте, избравшем своим лозунгом «Здоровье – вторая специальность врача».
Как видите, сначала освобождение от урока физкультуры в школе, потом от занятий по физвоспитанию в вузе. Что последует? Специалисты отвечают: функциональные отклонения в организме.
Командировка во Львов позволила увидеть и другие факты, имеющие отношение к теме нашего разговора. Университет построил Дворец спорта, а рядом – в медицинском и в полиграфическом институтах – отобрали помещения, предназначенные для физвоспитания. На одной улице находятся военно-политическое училище и десять общежитий политехнического института. На территории училища выстроена система перекладин, где одновременно могут подтягиваться человек сто (и там все время кто-то развивает силу), а на территории общежитий нет ни одной перекладины. Но почему же будущий офицер имеет условия для физического совершенствования, а будущий инженер нет? Они ведь ровесники, и в их здоровье в одинаковой степени заинтересовано государство.
Еще один тревожный факт: каждый пятый (!) студент города Львова болеет. Об этом сообщила в своем докладе на областном пленуме ДСО «Буревестник» председатель областного совета профсоюза высшей школы Г. Гипрагс.
Можно ли искать общее между школьным уроком физкультуры и занятием по физическому воспитанию в вузе? В чем-то они едины, в чем-то разнятся. Но как объединить их целенаправленные действия, если студенты не могут подтвердить нормативы, освоенные в школе? Как на базе школьной физкультуры развить физические возможности студентов, чтобы с их помощью совершенствовать качества, необходимые в будущей профессии? Геологи, геодезисты, мелиораторы, агрономы, лесоводы, строители... Народное хозяйство насчитывает сотни специальностей, которые требуют профессионально-физкультурной подготовки. А кто и когда подсчитывал справки, освобождающие уже от исполнения профессиональных обязанностей?
Как видите, мостик перекидывается все дальше и дальше.
Итак, бюллетень – государственный документ, позволяющий болеть, не беспокоясь о будущем. А если задуматься о государственном кармане, из которого обеспечивают больных, каковыми многие могли бы и не быть? Да-да, это больные, так сказать, по собственной небрежности, невниманию к здоровью, если хотите, халатности, разгильдяйству.
Кто может сказать, сколько у нас выдано бюллетеней на излечение простудных заболеваний? Но если прозу домашнего насморка сопоставить с прозой служебных расчетов, можно уже задуматься о сотнях тысяч рублей – оплаченное государством элементарное неуважение к собственному здоровью. Вот как далеко можно зайти в разговоре о школьном уроке физкультуры. Но, сказав об этом, с гордостью добавим: что-что, а пресловутое ОРЗ (острое респираторное заболевание) физкультура победила давным-давно. И сегодня замахивается на более серьезные болезни. И тоже побеждает их!
Давайте спросим у молодого человека, не выделяющегося среди остальных: что сегодня престижно? Магнитофон? Джинсы? Машина? Нет, я не ханжа. Но иногда думаю, а может ли стать престижным объект – «Здоровье»? И тогда мне кажется, что люди моложе меня (в том числе и мой сын) так не думают.
Заметный перекос в сторону широкой популяризации спорта (в ущерб физкультуре) будет еще выправляться не один год. Средства массовой информации подняли на щит чемпиона, оставив в стороне важное обстоятельство: чемпионом может стать истинно здоровый человек. И подготовку к восхождению на пьедестал любой величины начинают с укрепления здоровья. Нагрузки современного спорта накладываются только на здоровый организм. Это давняя истина. Так почему же популяризация образа жизни и работы здоровых людей осталась в стороне от влиятельного взгляда нашей прессы?
И тогда школьник, испытав себя в разных видах спорта и не найдя себя ни в одном, оставляет желание стать просто здоровым человеком. Если его нет, отсюда, в вольности свободного времени, прямой путь к сигарете, рюмке и всему остальному.
Главная причина непопулярности культа здоровья среди молодежи, на мой взгляд, пресловутое деление
на перспективных и недостойных (назовем их так). Казалось бы, нет ничего удивительного: отбор осуществляется и в балетных, и в музыкальных, и в математических школах. Если юноше говорят об отсутствии у него музыкального слуха, подобный недостаток не помешает ему стать парикмахером или краснодеревщиком. Но если в секции плавания говорят, что ты перерос в годах, а в секции баскетбола – недорос в сантиметрах, все необходимое в движении – основе здоровья – он уже нигде не получит. Не тогда ли юноша и – гораздо чаще! – девушка вынуждены идти по извечному кругу: минимум физической активности – излишняя полнота – минимум движений – ослабление функций – болезнь – еще большая осторожность – хроническая болезнь – ослабление организма.
Что возведено в культ сегодня? Победа!
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.