Николай Васильевич Орлов умер в 1924 году.
«... Он знал быт и страдания крестьянина, - писала газета «Известия» в редакционном некрологе, - и его мастерски написанные полотна представляют большую ценность для изучения дореволюционной деревни». Собравшись писать об Орлове, я в первую очередь подумал: интересно было бы узнать о том, как сложилась судьба художника в советское время. И очень хотелось, конечно, узнать хоть какие-нибудь подробности, связанные с его дарственной надписью Владимиру Ильичу. Но всюду, куда ни обращался я с этой просьбой, мне, как правило, отвечали одно и то же: «У нас ничего нет о нем». Либо отсылали к биографической заметке в Большой Советской Энциклопедии.
... В читальном зале Библиотеки имени В. И. Ленина встретил я как-то бывшего редактора «Известий»
И. М. Тройского, большого любителя и знатока русского изобразительного искусства. Я поведал ему о своих затруднениях. Иван Михайлович внимательно выслушал меня, хитро улыбнулся и, любуясь произведенным эффектом, сказал:
- Да нет ничего легче, друг мой! В Московской области живет его зять, и я могу хоть сейчас сообщить вам его адрес...
Два дня спустя мы встретились с художником С. И. Софроновым, женатым на старшей дочери Орлова, Надежде Николаевне. Семен Иванович сообщил мне, что в Москве живет и другая дочь художника - Валентина Николаевна, которая была с отцом все годы, вплоть до последних его дней.
Из воспоминаний дочерей я и узнал о том, что меня интересовало.
На нашем снимке - один из последних портретов Н. В. Орлова. В 1917 году, в дни рождения нового мира, художнику шел пятьдесят шестой год.
С радостью встретил он победу Великого Октября, первые шаги Советской власти, передавшей историческим декретом землю в распоряжение крестьян. В ту пору художник работал преподавателем в Липецке, активно участвовал в художественном оформлении революционных торжеств, в различных политических кампаниях.
С именем В. И. Ленина для народного художника-демократа, каким был Орлов, неизменно было связано не только преобразование мира, но и преображение человека. И можно понять негодование художника, узнавшего о злодейском покушении в 1918 году на жизнь Ленина. А когда стало известно о том, что врачи уже разрешили Ильичу приступить к работе, первым движением души художника было хоть чем-нибудь отметить эту радостную весть. И Орлов решил тогда отправить Ильичу альбом своих картин - самое драгоценное из того, что у него было.
У художника-патриота в то время созрела мысль организовать образцовую сельскохозяйственную артель. Это решение было единодушно одобрено всеми членами семьи, и вскоре Николай Васильевич в сопровождении сына отправился в Москву.
По свидетельству дочерей Орлова, художнику был выделен большой земельный участок на Кубани, предоставлены железнодорожные вагоны, необходимые инвентарь и продовольствие.
В скором времени под руководством Орлова на тех землях был успешно организован сельскохозяйственный кооператив, во главе которого стал сын художника Дмитрий. Но этот благородный почин закончился трагедией. В августе 1922 года местные кулаки с помощью белобандитов захватили в поле во время работы Дмитрия и двух его сестер и зверски убили их. После этой трагедии Николай Васильевич переехал в Майкоп, потом в Москву, где долго болел и умер.
В архивах не сохранилось, к сожалению, никаких документов об этом периоде жизни Орлова, но упомянутые факты сами по себе являются красноречивыми штрихами, дополняющими известные нам стороны биографии талантливого русского художника.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.