- Таких не было, нет и не нужно! Серьезные современные ученые, которых я знаю, все лыжники и бабники. Академики включительно. Это же необходимо, пойми! Для самочувствия, для самоуверенности, для общего тонуса - для дела! Если раздумаешь брать брюки, я сам возьму. Позвони завтра, только пораньше, а то у меня симпозиум.
Поговорив с Левкой, Митя направился в библиотеку. Надо по-быстрому дописать эти шесть строчек для Учпедгиза.
Итак!...
«В начале XVII века ставленник польских панов...» - Митино перо живо побежало по институтскому бланку. Но Митино воображение - оно еще живее! Вот въезжает в столицу новенький царь в заграничном кафтане. А в Москве звонари еще с ночи простукали, прослушали свое хозяйство: не засижены ли голубями малые колокола - оттого у них голос бывает фальшив и жидок; хорошо ли языки подвешены - чтоб не запинались! И вот - «сперва малое ударение, не звон еще, а лишь предуведомление о начале звона». Потом вступили-загремели зеленые старики до трехсот пудов, и наконец пустились звонари во все тяжкие колокола - иные по тысяче пудов и тяжеле. А над всеми басами чистый и многомощный голос вовсе юного кремлевского богатыря Ивана Великого. Ну, Димитрий... гм... Иванович, вот ты и царь московский!
- Поздравляю! - сказали царю новые его дружки - польские и русские. Или это Митя сказал царю? А почему бы и не поздравить человека с заслуженной-то победой? Но вот что дальше?
- А дальше дело будем делать, - ответил Димитрий. Ответил дружкам? Или Мите? А почему бы и не ответить тезке-то? Во всяком случае, у них как бы разговор вышел. Примерно вот такой:
МИТЯ. Ну, с чего начнешь, интересно знать?
ДИМИТРИЙ. А вот. Сперва хочу с матерью повидаться.
МИТЯ. Как это с матерью? С чьей матерью?
ДИМИТРИЙ. С матерью Димитрия! Ну да, с бывшей царицей Марией - помнишь, после угличского убийства Годунов ее в монастырь упрятал?
МИТЯ. И не боишься?
ДИМИТРИЙ. А чего мне бояться?
МИТЯ. А если она тебя не признает? Тогда пропало все твое дело!
ДИМИТРИЙ. Так ведь то если.
МИТЯ. Все-таки я не понимаю: царевич ты или нет?
ДИМИТРИЙ. Нет. Я царь. А вот кто я раньше был, не все ли тебе равно?
МИТЯ. Мне-то все равно, но... Послушай, Димитрий, нет, ты послушай: рискованное это мероприятие! А вдруг... обознается глупая старая баба царица Мария! Возьмет да и ляпнет при всем народе: мол, знать его не знаю. Тогда ничто тебя не спасет, народ тебя разорвет, растопчет...
Замерла, затаилась громадная толпа народа. (Тихо, когда молчит человек, а когда тысяча людей молчит, в тыщу раз тише бывает.) Да, такая тишина, что слышно, как скрипят новенькие царевы сапоги. Подходит Димитрий к монастырским дверям, а навстречу ему толстая и нестарая еще монашка, утирающая слезы и сопли.
Он! Он самый!...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.