В гимнастике существует такое понятие - «впечатление». Это величина непостоянная. В 1952 году на Олимпийских играх в Хельсинки советские гимнасты поразили мир невиданной отточенностью исполнения. Через двенадцать лет, на Олимпиаде в Токио, впечатление стало другим. Уже недостаточно было держать ноги безукоризненно прямыми. Требовалось показать такое, чтобы зритель ахнул. В упражнении появился центральный элемент - трюк. Японцы назвали его «ультра-си». Изменился и стиль исполнения. Упражнения стали более динамичными, с часто меняющимся ритмом.
Прошел год, и вот в Киеве и в Москве снова встретились гиганты гимнастического мира - сборные команды СССР и Японии. С огромным интересом все ожидали ответа на вопрос: каким эталоном будет теперь измеряться большая гимнастика!
Самолет летел из Киева в Москву. Мое место оказалось рядом с Такаси Мицукури, членом японской «золотой» сборной в Риме, Праге и Токио. Я расспрашивал Мицукури об известных японских гимнастах, которые на этот раз не приехали в Советский Союз. Такаси рассказал, что Юкио Эндо много тренируется, разучивает новые элементы. Его упражнения, если оценивать их с позиций будущего, недостаточно трудные. У Хаяты, олимпийского чемпиона на кольцах, несчастье. Разучивая сложный акробатический прыжок, он получил тяжелую травму. А Хирохиро Ямаси-та пребывает пока на седьмом небе - у него медовый месяц. Любопытно, что он взял фамилию жены и теперь именуется Мацуда. Впрочем, несмотря на свадебный отпуск, Ямасита-Мацуда тренировок не прекратил и успел разучить новый виртуозный прыжок. Я поинтересовался: какой именно? Мицукури достал блокнот и начертил. Ага, ясно: сальто вперед толчком о ближнюю часть коня.
- Он теперь будет называться «прыжком Мацуды», - сказал Такаси.
Но я поспешил его разочаровать: этот прыжок еще год назад показал гимнаст из Армении Альберт Азнавурян. А сейчас его выполняет у нас довольно много гимнастов.
- Почему же его никто не показал на встрече в Киеве! - спросил Мицукури.
Я ответил, что, как это ни странно, застрельщиками нового у нас являются зачастую молодые гимнасты. Им, так сказать, нечего терять, они не боятся риска. Мицукури улыбнулся.
- У нас то же самое.
И назвал несколько сложных элементов в разных видах, которые в Японии делают только молодые спортсмены. К слову сказать, все эти «ультра-си» исполняют и у нас.
Здесь я хочу прервать свою беседу с Мицукури и поделиться некоторыми размышлениями о молодых спортсменах и «новой волне» в гимнастике.
Матчи в Киеве и в Москве неспроста назвали «встречей года». Это перекресток, на котором сошлись пути-дороги советской и японской гимнастики. На этот раз успех выпал на долю наших мастеров, и это, конечно, радует. Но не следует забывать, что через год в западногерманском городе Дортмунде состоится чемпионат мира, да и Олимпиада в Мехико уже не за горами. Победит тот, кто правильно выберет новые пути подготовки по выводам, сделанным после «встречи года». Она показала нам картину сегодняшней гимнастики и приоткрыла завесу над будущим.
Занять место в национальной сборной, вытеснить оттуда ветеранов можно только одним путем: превзойти их в трудности и в классе. Вспомним историю Сергея Диамидова. В начале 1964 года его не было даже в числе кандидатов в олимпийскую команду. Сергей завоевал в ней место неожиданно для всех (но не для себя). Он и его тренер Р. Саркисов наметили именно эту цель. А средством достижения избрали новые трудные элементы. Так родилась знаменитая теперь «диамидовская вертушка». Трудно назвать равный ей по эффектности элемент. Минул год, как Сергей показал это свое «ультра-си», но гимнастов, которые пытаются его повторить, очень мало. Дело в том, что элемент этот не только эффектный, но и очень трудный. Секрет «монополии» Диамидова - техника.
На совершенной технике основывается и выполнение так называемых «страшных» элементов. Весь эффект в их неожиданности. Иногда кажется, что гимнаст сорвался, что сейчас он упадет и разобьется. Взгляните на два снимка вверху слева. Это один и тот же «перелет» в исполнении японца Ватанабе и советского спортсмена Валерия Кердемелиди. Суть «перелета» заключается в том, что гимнаст, выполняя большие обороты вперед, вдруг ускоряет движение и за счет резкого «хлеста» взлетает над снарядом, поворачиваясь кругом. Миг он словно висит в воздухе, и в этот момент действительно страшно. Но тут же гимнаст снова берется за гриф перекладины и продолжает вращение. Этот «перелет» совсем недавно придумали советские мастера, но патентного права в гимнастике не существует.
Таких головокружительных элементов стало много. Они действительно связаны с опасностью и требуют от спортсмена большой смелости. Кроме того, нужна точность движения. Малейшее «чуть-чуть не так» и... срыв. Пусть даже неопасный для жизни, но губительный для судейской оценки. А попытка, как мы знаем, у гимнаста одна.
Впечатление достигается не просто за счет одного или нескольких «ультра-си». Многое зависит и от того, в какой части программы эти элементы расположены. Ведь гимнастическое упражнение строится по законам литературного сюжета: завязка, кульминация и концовка. Как правило, гимнаст старается сделать оригинальное и сложное начало. Затем в середину, вроде бы «спокойную» часть, включается неожиданный, сложный элемент - кульминация.
И, наконец, эффектное завершение в стиле детективного романа - сложный соскок. На центральном снимке вы видите один из таких соскоков с брусьев. Японский гимнаст Като выполняет сальто назад с поворотом на 360 градусов.
Все вышесказанное относится не только к мужской гимнастике, но и к женской. За последнее время часто можно было слышать споры: по какому пути должна развиваться женская гимнастика. По пути «трюков»! Или в поисках новых средств выразительности! Встреча гимнасток СССР и Японии, где команды были представлены исключительно молодежью, ответила на эти вопросы вполне категорично. Женская гимнастика избрала сложные рискованные элементы, динамичность, контрастный ритм.
И в то же самое время такая новизна не лишает женскую гимнастику истинно женских качеств: грациозности, лирики рисунка, яркого проявления темперамента.
Итак, современная спортивная гимнастика стремительно развивается по пути сложности, риска и зрелищного эффекта. Но красота по-прежнему остается ее фундаментом.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.