«... ПО СОГЛАШЕНИЮ С НЕПАЛОМ, СОВЕТСКИЙ СОЮЗ БУДЕТ БЕЗВОЗМЕЗДНО СТРОИТЬ АВТОМОБИЛЬНУЮ ДОРОГУ ДЖДНАКПУР - СИМРА, УЧАСТОК МАГИСТРАЛИ «ВОСТОК -ЗАПАД», КОТОРАЯ ПЕРЕСЕЧЕТ ВСЮ СТРАНУ. ТРАССА БУДУЩЕЙ ДОРОГИ ПРОЙДЕТ ЧЕРЕЗ ДЖУНГЛИ... В РАЙОН БУДУЩЕГО СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОГИ ВЫЛЕТАЕТ ПЕРВАЯ ГРУППА ИЗЫСКАТЕЛЕЙ-ДОРОЖНИКОВ - ВОЛОДЯ ЗАРЕЦКИИ, ЖЕНЯ ОСОКИН, САША БОГАЧЕВ, ЮРА АБРАМОВ...»
Эти четверо были передовым отрядом советских дорожников-изыскателей. Им предстояло поставить точку в давнем споре: быть или не быть в Непале дороге в направлении с востока на запад.
Спор этот имел принципиальное значение. Взгляните на карту Непала. Нетрудно убедиться, что все дороги здесь проходят с севера на юг. Сама же страна вытянута в широтном направлении. Отсутствие магистрали, связывающей, подобно стержню, всю ее территорию, тормозит экономическое и культурное развитие страны.
И народ мечтал о новой дороге. О ней слагались песни: «Эта дорога принесет расцвет и благосостояние. По ней мы повезем не только товары. Мы повезем по ней любовь. Любовь наших юношей и девушек из разных мест. Влюбленные встретятся друг с другом потому, что у нас будет дорога».
Увы, многочисленные эксперты-дорожники - бельгийцы, французы и даже специальная миссия ООН, проводившие изыскания в стране, - утверждали одно и то же: «В широтном направлении строить невозможно. Нигде в мире нет таких трудных для сооружения дороги условий».
Все это знали четверо ребят, собравшиеся в Непал, чтобы языком расчетов, фактов, цифр опровергнуть установившееся мнение.
Если посмотреть на эту четверку с точки зрения опыта, необходимого для выполнения столь сложной работы, его казалось маловато. Но зато группа обладала качеством, которое в данных условиях должно было компенсировать недостаток навыков, - молодостью: всем четверым вместе было немногим более ста.
Они приехали в Непал, когда начался муссон, сезон дождей. Они специально выбрали такое время, когда разверзлись небесные хляби и все самые плохонькие речонки превратились в бешеные водяные потоки.
Володя Зарецкий и Саша Богачев разбили свой лагерь на реке Бакейя; Юра Абрамов и Женя Осокин - на Багмати.
Багмати в переводе с непальского означает «пасть тигра». У непальцев не бывает зряшных названий. В период дождей, стеная с хребта через узкое ущелье, водяная лавина ревет, словно тысяча тигров, пронося по руслу реки семь с половиной тысяч кубометров воды в секунду.
На глазах лавина «съедает» берег. Деревья в несколько обхватов с шумом падают в реку. А поток все несет и несет гигантские камни. И дополняют эту картину грозы, во время которых и надо проводить замеры. И еще невероятная влажность. И температура до 50 градусов.
Анатолий Сергеевич Харламов, начальник экспедиции, авангардом которой были четверо ребят, потом говорил мне:
- Двадцать два года я провел на дорожных изысканиях. Но то, что было на Багмати и Бакайе, превосходит все виденное. Ребята не только переносили огромные трудности, зачастую они рисковали жизнью.
А для четверки ребят работа здесь, в Непале, была буднями. Вчерашние горожане, коренные москвичи, для которых было событием попасть под дождь, они спали в насквозь промокших постелях, целыми сутками работали под ливнями и совершенно не удивлялись, найдя в хижине скорпиона или змею.
Мог ли Юра Абрамов представить себе, что ради замеров на противоположной стороне реки ему придется форсировать водную преграду на спине слона? Впрочем, никакой вездеход не перейдет Багмати в муссон.
Все это напоминает страницы из романа о Робинзоне, но в отличие от их далекого коллеги наши герои оказались немногословны. И Абрамов и Богачев, когда я их встретил в джунглях, на трассе будущей дороги, уже после того, как кончилось их «речное сидение» и самое тяжелое было позади, говорили примерно так:
- Да, работали. Следили за режимом рек. Конечно, влажно было. Жарко. Как в оранжерее, но ничего...
У них были загорелые, продубленные ветром лица, и только позднее я узнал, что, когда вездеход, пробившийся к ним в начале октября, вывез их в Биргандж, штаб-квартиру дорожников, врачу немало пришлось потрудиться, чтобы ребята обрели прежнюю форму. Но рабочее задание было выполнено. Стало ясно, где и как надо строить мосты на двух крупнейших реках советского участка сооружения трассы.
... В октябре «нашего полку прибыло». Теперь уже не четверо, а вся экспедиция собралась в джунглях.
Двенадцать человек из партии Бориса Перевозникова обосновались в джунглях у ручья Тиссапани («Холодная вода»).
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.