На чистой воде корабль развивает скорость 18 узлов. Пенные буруны от трех гребных винтов ледокола остаются за кормой и на зеленоватых, как бутылочное стекло, волнах Баренцева моря и на желтоватой равнине моря Карского, обильно разбавленного пресными водами Оби и Енисея. Небольшая зыбь покачивает валкий яйцеобразный корпус корабля – откуда-то из более южных широт доходит эхо бушующего там шторма.
11 августа. Забортной водой заполняются дифферентные цистерны, чтобы увеличить осадку корабля, смягчить качку, снизить вибрацию.
Первая встреча со льдом. Небольшие обломки полей, шурша, скрежеща, проползают вдоль бортов. Постепенно льда становится больше, теперь это уже не обломки, а крупные поля. Удары их о корпус ощутимы внутри корабля. Трещин, небольших разводий, облегчающих его путь, становится все меньше и меньше. А вдали, на горизонте, явственно проступают поросистые нагромождения.
Атомоходу крепко помогает авиация. Дальние многочасовые «галсы» над морем совершают с береговых баз большие самолеты. Время от времени уходят в воздух и корабельные вертолеты. С кормовой площадки ледокола взлетают попеременно летчики Е. Миронов и В. Петров. Находясь в воздухе по часу-полтора, они связываются с командным мостиком по радиотелефону. Капитан и вахтенные штурманы охотно следуют советам своих крылатых помощников.
15 августа. Идти вперед становится все труднее. Атомоход иногда заклинивает между торосистыми полями. Чтобы вырваться из тяжких ледяных объятий, надо изменить положение корпуса. И тотчас заполняется забортной водой кормовая дифферентная цистерна – 11 кубов в секунду. Как только начала оседать корма, звучит команда: «полный назад», судно ползет назад, ворочается на месте, отталкивая навалившиеся со всех сторон льдины и постепенно образуя вокруг себя небольшую полынью. Потом, выполняя команду «полный вперед», корабль форштевнем вспарывает ледяную гряду. От бортов поднимаются вверх и затем рушатся обломки торосов, взметая ввысь фонтаны морской воды.
16 августа. Следуя по 130-му меридиану, атомоход «Арктика» пересек 85-ю параллель, побив прежние рекорды свободного плавания во льдах, установленные «стариками-паровиками» «Красиным», «Ермаком», «Литке»... Сколь ни тяжки ледовые преграды, но и руководителю рейса Тимофею Борисовичу Гуженко, и капитану Юрию Сергеевичу Кучиеву, и научным работникам, обеспечивающим службу прогнозов, уже ясно: достигнуть цели удастся раньше намеченного срока.
В судовом журнале отмечено: «Ведем пятиминутное счисление». Иначе говоря: уже не каждый час, как обычно, а каждые пять минут вахтенный штурман записывал курс, скорость, чтобы точно знать астрономические координаты, место корабля под небосводом, на котором ни Большой Медведицы, ни Полярной звезды не видать, солнце – и то закрыто облаками.
17 августа. 4.00. Когда вахту держали дублер капитана Василий Голохвастов и третий штурман Павел Ню, с помощью радиолокационных средств определили координаты атомохода: 90 градусов северной широты. А долготы, как известно, на полюсе, в «точке земной оси», нет. Куда ни глянь, всюду юг...
В тот день над полюсом затрепетал алый советский флаг. А каким символичным было возложение к флагштоку древка русского знамени из музея Арктики и Антарктики! Того самого знамени, которое нес к полюсу Георгий Седов, погибший во льдах мученической смертью.
19.05. Проведя на северной вершине планеты менее суток, атомоход «Арктика» пошел в обратный путь, на этот раз проложив курс по 45-му меридиану.
А навстречу с далекой Большой Земли радиоволны несли голос Родины, слова благодарности героям похода. Все на борту «Арктики» были глубоко взволнованы отеческим приветствием Леонида Ильича Брежнева:
«...Ваш рейс в честь 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции осуществлен на самом мощном в мире ледоколе, построенном руками славных ленинградских судостроителей и энергетиков и вобравшем в себя последние научно-технические достижения советских ученых и специалистов.
Коллективный труд ученых и специалистов различных профессий в таком сложном и, прямо скажем, довольно опасном деле, как рейс к суровому Северному полюсу, еще раз подтвердил высокие моральные и политические качества советских моряков и полярников.
Желаю вам, дорогие товарищи, доброго здоровья и дальнейшей плодотворной работы в развитии и совершенствовании судоходства на Северном морском пути – главной национальной транспортной магистрали в Арктике».
Национальная транспортная магистраль... Какой глубокий смысл в этих простых словах! Да, регулярное судоходство в ледовых морях – поистине историческое завоевание советского народа, реализовавшего мечты многих поколений мореплавателей и ученых.
Докладывая о достижении полюса Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиума Верховного Совета СССР товарищу Л. И. Брежневу, руководитель экспедиции – министр морского флота СССР Т. Гуженко и капитан атомного ледокола «Арктика» Ю. Кучиев радировали с борта атомохода 17 августа 1977 года:
«Мы глубоко убеждены, что эти мечты стали былью в результате титанической деятельности ленинской Коммунистической партии Советского Союза в условиях развитого социалистического общества, раскрывшего бесконечные творческие возможности людей труда, давшего простор научно-техническому прогрессу в развитии экономики и культуры всех отраслей народного хозяйства, в том числе в развитии материальной базы морского флота и подготовке высококвалифицированных кадров, готовых и впредь выполнять любые задания Родины».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.