А. ВИТКОВСКИЙ. Трудно было бы назвать более актуальную тему, чем та, которую мы сегодня обсуждаем. На партийном съезде вопрос о качестве работы стоял как один из главных, программных вопросов десятой пятилетки. Это не случайно. Мы научились создавать прекрасную технику, управлять производством, решать сложные народнохозяйственные задачи, и все же качество работы, как таковой, а отсюда результат ее – продукция – довольно часто оставляют желать лучшего. Почему? В этом и давайте разбираться.
А. СОБОЛЕВ. Качество работы, насколько я понимаю, формируется из множества составных...
А. ВИТКОВСКИЙ. Согласен. Попытаюсь их обозначить. И, конечно, рассчитываю на вашу подсказку. Вы-то ведь знаете проблему не понаслышке, а как руководитель первичного рабочего коллектива – бригады.
А. СОБОЛЕВ. Проблема качества работы волнует меня не только как бригадира, я заинтересован в результативности нашей беседы чисто по-человечески: даже дома из головы не выходят мысли о работе. Думаю, что и у моих товарищей их профессиональная заинтересованность преобладает в жизни над любой другой.
А. ВИТКОВСКИЙ. Ну, в таком случае видели ли вы среди директоров предприятий людей, которые заинтересованы в производстве меньше, чем рабочие?! Из двадцати пяти лет моего директорства вряд ли сыщется день, прошедший без волнения за план, качество, себестоимость и так далее. Впрочем, мы отклонились от темы...
Итак, качество работы определяется, на мой взгляд, прежде всего уровнем организации производственного процесса, степенью осознания каждым членом коллектива личной ответственности за выполнение задания, профессиональной подготовкой рабочих, правильной расстановкой сил внутри бригады... Говорю – бригада, потому что именно бригада есть первое и во многом решающее производственное звено любой отрасли. Далее. Качество работы зависит от правильной организации социалистического соревнования, умелого сочетания материальной и моральной оценок результатов человеческого труда, внедрения передовых методов работы, согласованности действий общественных организаций и. руководства предприятия в главном – повышении творческой активности коллектива. И, конечно, плохи те руководители, которые при всем при этом не думают о досуге рабочих, полноценном отдыхе, развитии спорта на предприятии.
Вот, пожалуй, важнейшие составные.
А. СОБОЛЕВ. Хочу добавить одно: качество работы в немалой степени зависит от качества взаимоотношений руководителей всех звеньев производства (начиная от бригады и кончая заводским КБ, директором), от того, насколько каждый из руководителей умеет видеть в своей работе главные, перспективные задачи предприятия, насколько считается с ними...
А. ВИТКОВСКИЙ. По сути, та же самая профессиональная ответственность...
А. СОБОЛЕВ. Не совсем. Вот пример: наша бригада перевыполнила план и ушла вперед, обогнав другие. Соседняя, где менее опытный коллектив, запарывается со сложной сборкой. Мы можем предложить им помощь, а можем не предложить, ведь со своей задачей-то мы справились. Как быть в этом случае? Думаю, что помощь обязательна, конечно, если наша бригада не получила еще более срочное задание. Согласны?
А. ВИТКОВСКИЙ. В принципе да. Но тут много всяких привходящих элементов. В конце концов вопрос может решить начальник цеха.
А. СОБОЛЕВ. Предположим, он не догадался об этом.
А. ВИТКОВСКИЙ. Мне нравится, что вы рассуждаете по-государственному.
А. СОБОЛЕВ. Конечно. Ведь задачи бригады и предприятия общие, я уж не говорю бригады и цеха. Почему бы бригадиру не проявить в этом случае государственную заинтересованность!
А. ВИТКОВСКИЙ. Для этого прежде всего необходимо, чтобы каждый бригадир был информирован о ходе дела в своем цехе.
А. СОБОЛЕВ. Именно эту мысль я и хотел высказать поначалу в голом виде, но потом решил на примере. Да, часто бригадиру не хватает информированности, и не только о работе цеха, но и о работе завода, отрасли. Дело, конечно, не в том лишь, чтобы сориентироваться в производственном процессе, в конце концов я могу спросить у начальника цеха о том, что меня интересует. Но бригадир, организуя работу воздействует на сознание товарищей, подчиненных, как воспитатель. Так почему все производственные проблемы для него должны замыкаться на очередной машине? Сколько таких машин нужно стране, как решается задача по их выпуску, насколько они устраивают потребителей – все это не просто интересно знать, но и нужно знать тем, кто отвечает за выпуск этих машин. Нужно знать для того, чтобы работать еще лучше. Ведь если от нас требуется государственный подход к делу, то мы обязаны знать, чем живет наша отрасль сегодня и чем будет жить завтра. А то ведь, что греха таить, бывает так: выполнило ли твое предприятие месячный план, зачастую узнаешь только по тому, начислена ли премия.
А. ВИТКОВСКИЙ. Интересная мысль, надо продумать...
А. СОБОЛЕВ. Вспомните свою молодость, первые комсомольско-молодежные бригады. Разве не волновало вас каждое известие о результатах общего труда?
А. ВИТКОВСКИЙ. Волновало. И еще как! Помню, в тридцатых годах мы строили Вяземский льнокомбинат. Каждый день комсомольский штаб обсуждал итоги работы, нам зачитывались телеграммы из наркомата о положении дел в нашей отрасли. А дела эти были тогда не блестящи. Копая котлованы под фундаменты цехов, мы горели желанием дать стране льняных тканей столько, сколько нужно. И ради этого готовы были жить по десять человек в пятнадцатиметровой комнате, ходить зимой и летом в одной паре ботинок и вообще терпеть всякие неудобства. Нас вела идея, которая своим величием побеждала любые трудности.
А. СОБОЛЕВ. Вот. Эффективность нашей работы во многом стимулирует высокая идея, цель. Примеров сколько угодно. Первые пятилетки... Цель – создать индустриальную базу страны.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.