Сорок сороков

Александр Проханов| опубликовано в номере №1178, июнь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Так что, гусеницы отладить? Чтоб шибче было летать?»

Он погасил грохотание, вылез из трактора. Тяжелым железным ключом, напрягая грудь и живот, сдвинул с места гайку натяжного, стягивающего гусеницу винта. В гусенице, в башмачных звеньях, пальцы из белой стали ходили ходуном: пыль и песок, попадая в зазоры, вытачивали их, как наждак, и напряжение гусениц ослабело.

Николай молотком и зубилом обрубал в пальце шплинт, опрокинувшись на спину, подсунув ноги под тракторное нагретое брюхо, чувствуя его остывание, усталость, изношенность частей и деталей, медленно сгоравших среди черных и красных земель.

Трактор был стар, и скоро с ним расставаться. Скоро вырвут из него приборы и фары и, безглазого, кинут в степи на кладбище. И, испытывая к механизму жалость, вину и любовь, сопрягая с ним свою тайную боль и надежду, Николай бережными, точными взмахами выбил из скважины палец, разомкнул гусеницу, отделил от нее зубчатый, начищенный до блеска башмак. Положил его осторожно на пашню, забыв убрать с него руку: Думал, держась за железо: когда, на какой посевной или жатве забылось то чувство счастья, ожидания и веры в чудо, сменившись заботой? Когда оно, предстоящее, вдруг стало уже прошедшим, и время теперь не ждать – вспоминать?

Он лежал у разомкнутой гусеницы, глядел в синеватую сталь.

В те годы то ли солнце взбесилось, кипело и взрывалось над степью. То ли сдернулись в земле глубокие потайные запоры, вырвались подземные безумные силы. Что ни год, то жар и бесхлебье.

Чадно, с треском горит за селом сарай. Баба с воем бежит, тащит растрепанный куль. Мужики угрюмо и зло кидают в грузовик мешки, чемоданы – еще две семьи уезжают. Катя, иссушенная, остролицая и глазастая, вцепилась ему в рукав, молит: «Коля, уедем, Коля!» Над домами в степи поднимается черный смерч, тощий, живой, костлявый, будто тот полковник, воссозданный из пыли и праха, настиг их в казахстанской степи, смотрит на них из небес. Й в нем, Николае, – ярость, тоска и гневное слепое упорство: «Замолчи, расстоналась! Никуда не уедем! А кто хошь – выметайся к черту!»

Буря идет по степи. Гонит по черному небу горячие пыльные тучи, комья колючих трав. Надувает в дома – на пороги, на окна грядки сыпучей земли. Их дети в жару и в бреду. Фельдшер, лысый, с родимым пятном в пол-лица, бормочет, трясет головой, ставит примочки. Катя, изведенная, обугленная, метущаяся, вспархивает, кидается к детям, припадает губами, мечется по дому, будто оббивает себя об углы. Он, Николай, ссыпает из шкафа с бельем в ладонь наметенную горстку земли. Вдруг кинулась на него с тонким криком, стала бить его в грудь кулаками: «Ты их сгубил, не уехал! Ненавижу! Битюг бессердечный!» И упала без сил.

Горящая лампа прикрыта красной тряпицей. Ночь протекает. Дети и Катя забылись, чуть стонут. А он, Николай, босой, без рубахи, склонился над ними в робком, бессловесном молении. Призывает на них все добрые, не имеющие имени силы, все тайные свои упования, отдавая им весь свой свет. Верит в невозможность теперь расстаться, в их связь, в их общий, до конца им отпущенный путь. И тихо светлело в углах, свет прибывал, окружая их легким сиянием. И под утро дети ровно и тихо дышат, лбы их в легкой испарине. И он, прикасаясь к жене, чуть слышно зовет: «Катюша!»

Николай подымался с земли. Звеня молотком и ключом, оканчивал перетяжку гусениц. Отнес на дорогу два изъятых стальных звена. Положил на видное место, чтобы после захватить на усадьбу.

Он работал, и солнце катилось. За ним тянулись вереницы разрыхленных борозд и его растревоженных, из прошлого вызванных мыслей.

Опять отвлекло его появление на дороге. Из разболтанной легковушки вышел и его поджидал вдалеке сухоногий, увешанный аппаратами, очкастый районный корреспондент Иван Петрович, знакомый Николаю уже долгие годы. Все тот же облупленный маленький носик, мигающие быстрые глазки, тусклое, колечко на пальце.

– Давай вылезай, Николай, щелкну тебя на предмет ударного закрытия влаги, – махнул он, снимая с себя очки, протирая их чистым платочком.

– Да ну, Петрович, с детства не люблю аппаратов! – крикнул Николай, не глуша мотор.

– Давай, давай, не ломайся! В послезавтрашний номер. Обещаю крупным планом.

– Да у меня твоими планами детишки всю терраску обклеили. Войду, пугаюсь. Из всех углов сам на себя смотрю. Неужели, думаю, такой страшный?

Они беззлобно вздорили под грохот двигателя. И вдруг Николай, выключая мотор, сказал:

– Слушай, Петрович, а сделай ты мне настоящее фото. Не в газетку, где не поймешь, то ли человек, то ли трактор, а чтоб можно было увидеть, какой я сейчас. Чтоб после детишки могли посмотреть. Можешь такое, Петрович?

Тот стоял перед ним, близорукий, в стоптанных, запыленных ботинках, протирая стекляшки очков. И Николай вдруг прозрел, поразился: как тот постарел и слинял в эти годы, как поредели его вихры, сузились, потускнели глаза. А ведь было такое, когда, цепкий, быстрый и зоркий, возник в первый раз на поле яростный, в пекле жатвы. Ругнул его злобно, готовый спихнуть, – так и тряслись по ухабам, крича и ругаясь, молодые, чернолицые, потные.

После, повстречавшись в районе, сидели и пили пиво. И тот, захмелев, хвастал Николаю, что целина для него – только школа, долго он тут не задержится. Его место в большой газете, до Москвы доберется и дальше. Николай его слушал тогда, восхищался им и поддакивал.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте о талантливейшем полководце вице-адмирале Федоре Федоровиче Ушакове, о жизни и творчестве Эриха Марии Ремарка, о незаслуженно забытом легендарном сыщике Иване Дмитриевиче Путилине, о прекрасном советском  актере Борисе Бабочкине, окончание детектива Елены Колчак «Смерть в «Замке» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Было на Запсибе

Документальная повесть

Пятилетка, молодежь, писатель

Член ЦК КПСС, первый секретарь правления Союза писателей СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии Георгий Мокеевич Марков отвечает на вопросы журнала «Смена»