Беседуют Евгений Волков, инженер, секретарь комитета ВЛКСМ Ярославского моторного завода и Анатолий Михайлович Добрынин, генеральный директор объединения «Автодизель», Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР
Е. ВОЛКОВ. Недавно я готовился к беседе с поступившими к нам на «ЯМЗ» ребятами и просматривал почту с отзывами о нашей продукции. Не скрою, читать было приятно. Писем очень много. С заводов, с нефтепромыслов, строек, из городов и сельских мест. Анатолий Михайлович, а что, если попытаться представить себе, где сейчас, в эту минуту, трудятся наши ярославские дизели?
А. ДОБРЫНИН. Картина была бы фантастическая. Давайте прикинем... Ярославский моторный – флагман объединения «Автодизель» – самое крупное в стране предприятие, где проектируются и производятся дизельные двигатели. Ну, а применяются они, как известно, буквально во всех отраслях народного хозяйства. В год – десятки тысяч моторов. Наша «клиентура» – 360 предприятий Советского Союза. Мотор, это понятно, не «вещь в себе». Говорят иногда – «стальное сердце машины». Наши ярославские «стальные сердца» стучат под капотами автомобилей Минского, Могилевского, Белорусского, Кременчугского заводов, они приводят в движение армию ленинградских тракторов «Кировец», ими оснащаются гусеничные тягачи, экскаваторы, строительные и дорожные машины, передвижные электростанции, катера и лесосплавные суда и многое, многое другое, без чего не обойтись современной экономике. География – от Карелии до Камчатки, от Енисея до Памира.
Е. ВОЛКОВ. А если бросить взгляд за пределы страны, то можно сказать: от полюса до полюса...
А. ДОБРЫНИН. И это не будет просто звонкой фразой. От полюса до полюса – в самом прямом смысле. В оснащение советских экспедиций, работающих возле Северного и Южного полюсов, обязательно входят и наши дизели – в самой разной «упаковке»... Если же говорить об экспорте, составляющем, приблизительно 12 – 15 процентов продукции объединения, то здесь дело выглядит так: 60 стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки закупают двигатели из Ярославля или машины, этими двигателями оснащенные. Так что «фронт работ» у нашей продукции – полюс и экватор, горы и джунгли, районы вечной мерзлоты и самые огнедышащие пустыни.
Е. ВОЛКОВ. От геологических экспедиций, заброшенных в тайгу, до строек века – БАМа и КамАЗа.
А. ДОБРЫНИН. Что касается КамАЗа, то к нему мы прирастаем самыми тесными родственными узами: четвертый завод объединения, строящийся за Волгой, будет поставлять дизельную аппаратуру в Набережные Челны.
Е. ВОЛКОВ. Ярославский моторный – звучит! Надо сказать, это хорошо понимают и чувствуют ребята, которые сегодня к нам приходят. Гордятся ребята принадлежностью к славному племени ярославских моторостроителей, гордятся тем, что мы делаем.
А. ДОБРЫНИН. Но главное, полагаю, все-таки – тем, как делаем...
Е. ВОЛКОВ. И тут появляется слово «моторесурс»... Разве найдешь на заводе хоть одного человека, даже если он совсем недавно работает, который не знал бы, что за этим словом стоит? Вероятно, Анатолий Михайлович, это наше преимущество, что заглавные понятия пятилетки – «эффективность, качество» – переводятся на язык моторостроителей с такой предельной четкостью?
А. ДОБРЫНИН. В каждой отрасли народного хозяйства, в каждой сфере трудовой деятельности существуют свои ключевые формулы, свои главные показатели качества, свой, так сказать, «моторесурс». В каком-то случае его, возможно, легче привести к общему знаменателю, в другом – сложнее. Когда мы на Ярославском моторном выбрали и – я подчеркиваю – экономически обосновали как основной показатель качества дизельных двигателей их моторесурс, то есть наработку в часах до первого капитального ремонта, мы исходили из многих факторов. Повторяю, это было экономически обоснованное, а стало быть, перспективное решение. Случайно, наобум, с потолка такие формулы брать недопустимо. Экономика не терпит легковесности и легкомыслия в определении главных задач и направлений работы – она жестоко мстит за пренебрежение к объективным законам и реальностям. Это как на фронте – правильно или неправильно определить направление главного удара. Можно выиграть бой, а можно распылить силы или не туда их двинуть, и тогда поражение.
Е. ВОЛКОВ. Мне кажется, символично, что среди работников «ЯМЗ», получивших Государственную премию за новое семейство двигателей и за разработку и внедрение системы управления качеством, – ученый и партийный секретарь, металлург и инженер, конструктор и наладчик.
А. ДОБРЫНИН. Я не представляю себе действенную систему управления качеством продукции, которая не была бы комплексной, не охватывала бы все стороны производственного процесса и все звенья производственной цепочки. Это, если хотите, как живой организм, он неполноценен, когда какая-то его часть отключена, бездействует или действует не на полную мощность.
Е. ВОЛКОВ. Знакомя заводскую молодежь с системой управления качеством продукции, мы, комсомольские работники, рассказываем, что в начале шестидесятых годов, когда коллектив завода выступил инициатором соревнования за повышение моторесурса, уровень определялся цифрой в 3 тысячи часов. К 1970 году моторесурс был доведен до 6 тысяч часов. В 1975 году он составил 8 тысяч. В канун XXV съезда завод выпустил первую партию дизелей с моторесурсом в 10 тысяч часов.
А. ДОБРЫНИН. Начиная с III квартала 1976 года это стало стандартным уровнем. Вот и давайте считать: что означает для народного хозяйства двигатель, срок работы которого вдвое или втрое больше, чем у прежних? Страна может обойтись без строительства двух-трех гигантских заводов типа нашего Ярославского. А это сотни миллионов рублей.
Е. ВОЛКОВ. Комитет комсомола в работе с молодежью завода исходит из того, что борьба за качество – дело конкретное. Не просто лозунг, призыв, но и анализ труда лучших, и дискуссия, и обмен опытом, и скрупулезное изучение технологии, ее «подводных камней» и резервов.
Л. ДОБРЫНИН. Акцент правильный. Выдвигая задачу увеличения моторесурса, мы не сомневались, что ее реализация вызовет далеко идущие последствия в различных направлениях и плоскостях, своего рода «цепную реакцию». Возьмем, к примеру, такую проблему... Двигатель – это металл. Чтобы повысить долговечность дизеля, мы потребовали от металлургов более качественной стали. Двигатель – это и химия. Для увеличения моторесурса необходимы масла с лучшими присадками, лучшего качества топливо. Разумеется, мы не просто просили поставщиков работать качественнее – мы вместе с ними искали решения... Долговечность двигателя – это не в последнюю очередь культура эксплуатации. Нам потребовалось тщательно проработать, а затем популяризировать передовые, научно обоснованные методы эксплуатации. Приглашали для обучения по специальной программе тех, кому нашу продукцию предстояло принимать и применять, – будем этим и в будущем заниматься. Наконец, еще одна сторона дела. Если увеличился ресурс двигателя, то необходимо продлить время службы и трактора и автомобиля. А то ведь может возникнуть парадокс: какой смысл повышать моторесурс, если он выходит за пределы жизни машины? Иными словами, наша «операция на стальном сердце» дала импульсы для многих отраслей промышленности. И это ценный предварительный итог. Предварительный, ибо окончательного тут быть не может, движение от хорошего к лучшему предела практически не знает. Нас радуют достигнутые экономические показатели, и, оценивая их, мы, естественно, вновь и вновь ставим вопрос: что нужно сделать, чтобы поднять активность рабочего человека, сделать более обдуманным его подход к собственному труду и к труду товарищей, открыть простор творческой фантазии и повысить ответственность? Вы правы, если бы мы просто бросили лозунг: «Ребята, давайте повысим качество!» – это было бы беспредметно. Поэтому мы, к примеру, говорим: для увеличения моторесурса надо увеличить долговечность коленчатого вала на 50 процентов, вот расчеты конструкторов, вот результаты экспериментов, вот программа действий – какие будут предложения, возражения, идеи? Надо раскрыть перед коллективом, занятым проблемой, все таинства технологии, надо объяснить каждому, что он лично может для решения проблемы сделать, надо увлечь этой работой, включив весь комплекс моральных и материальных стимулов. Огромное значение имеет непрерывность многостороннего разговора, в котором слово каждого весомо.
Е. ВОЛКОВ. Я прочитал однажды, что Михаил Иванович Калинин, выступая на собрании партактива Москвы, привел такой пример: много лет назад, еще в подполье, возникла дискуссия, обязан или не обязан рабочий-революционер хорошо делать вещи, то есть заботиться о качестве своей продукции. Одни говорили: это не наше дело, это дело капиталистов. Другие отвечали: мы не можем выпустить из своих рук плохую вещь, это унижает наше человеческое достоинство. «Вот видите, товарищи, – говорил Калинин, – даже в дореволюционный период, во время капитализма, часть рабочих, боровшихся с капиталистами, смотрела на дело так, что нельзя делать вещи плохо – это им претило, они как бы совестились. А у нас в социалистическом обществе, когда мы работаем не на капиталистов, а на самих себя, всем ли претит, все ли совестятся делать плохие вещи?» И отличное изделие и брак – дело рук человека. Мы стараемся поднять в сознании молодых рабочих вес таких понятий, как культура труда, рабочая честь. Учиться есть у кого – 4 тысячи комсомольцев завода стали ударниками коммунистического труда. Комитет комсомола хорошо показал передовика – сейчас мы хотим больше «внимания» уделить бракоделу.
А. ДОБРЫНИН. Показать бракоделе и показать причину брака...
Е. ВОЛКОВ. Мы эту задачу так и воспринимаем. Выпуская молнию «Внимание, брак!», не только называем человека, виновного в выпуске бракованной продукции, но и объясняем, почему пошел брак. Наши посты качества комплектуем так, чтобы в них были люди, которые смогли бы не только разобраться в причинах брака, но и помочь устранить их.
А. ДОБРЫНИН. Воспитывая человека, мы добиваемся повышения качества. Повышая качество, мы воспитываем человека. Растут его требования не только к своему изделию, но и к самому себе. Диалектика очевидная и бесспорная.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.