В отрочестве Михаил стал вором, несколько раз попадался, но по молодости лет его прощали. А в 1941 году осудили на 5 лет, и по дороге к месту заключения встретила Михаила весть о начале войны. И он решил попасть на фронт. Как? Михаил выбрал не лучший путь: он сбежал из-под конвоя, украл у кого-то паспорт, искусно подделал его, обозначив вместо 1924 года 1921-й, чтобы в армию взяли. И попал-таки на фронт под чужой фамилией: был Баляса Михаил, стал Гаврилов Михаил Иванович.
Когда прибыл в часть, на фронт, то решил и воевать с чистой совестью: о своей нескладной биографии откровенно рассказал уполномоченному «Смерша». Тот не арестовал Балясу, а сказал, что посмотрит, как будет воевать Михаил, и если искупит вину перед законом, то найдется способ все уладить. Михаил, теперь уже Гаврилов, воевал мужественно, а капитана того убили. И осталась тайна, разделенная на двоих, у одного Михаила.
Меж тем близился конец войны. Скоро все тайное должно было стать явным. Конечно, Михаил надеялся, что его преступление простят, хотя и побаивался возвращаться домой, где вся милиция знала Балясу. А тут... Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении М. И. Гаврилову звания Героя Советского Союза. «Хоть в петлю лезть, а не радоваться», – вспоминал потом Михаил Иванович. Пошел он тогда к начальству и все рассказал. «Ну, удружил», – схватилось за голову начальство. Не буду останавливаться на подробностях, скажу лишь, что Президиум Верховного Совета решил вопрос так: разрешить М. И. Балясе сменить фамилию на Гаврилова. И судимость была с него снята, потому что искупил он свое преступление в боях за Родину.
Как видите, – закончил юрист, – все не так сложно, если по-честному.
— Случай-то уж совершенно исключительный, – попытался возразить я.
— А вы думаете, если бы ваш профессор вместо представления сомнительных справок честно сказал, что диплома не имел, институт не окончил, а справку тридцать лет назад легкомысленно подделал, – полагаете, его бы званий лишили?
— А этого не произошло. Всесоюзная аттестационная комиссия учла, что он стал отличным специалистом.
— Вот видите! А могли все узаконить значительно раньше, и спал бы спокойно ваш профессор.
Вряд ли можно не согласиться с юристом. И, значит, вряд ли найдешь тупик, из которого личная честность и советский закон не нашли бы выхода.
В жизни действует множество правил. Это и правила внутреннего распорядка в учреждении, на предприятии или в школе. Это и воинские уставы, правила дорожного движения, уставы различных служб. Это и правила этикета. Это и нормы морали. Это и общепринятые правила, регулирующие манеру одеваться, нормы поведения в общественном месте или дома. Наконец, это законы государства. Без всех этих многочисленных правил в жизни не обойтись. Не случайно в тех сферах нашей жизни, где нет писаных правил, действуют правила, нигде не зафиксированные, но довольно-таки авторитетные. Вряд ли кто-нибудь наденет сейчас камзол XVII века или платье с фижмами, хотя в принципе это никому не запрещено. Люди сами восполняют «пробелы» в тех нормах, которые регулируют жизнь общества.
Так что жить без правил нельзя, немыслимо. Откуда же берется нигилистическое отношение к правовым и иным обязательным нормам поведения? Почему попадаем мы в лабиринты конфликтов, а иногда в тупики?
Одно из заблуждений людей состоит в том, что они отделяют так называемый «дух» закона от его «буквы». Однажды автору этих строк был задан вопрос: «За что вы боретесь в конце концов, за закон или за справедливость?» Будто справедливость обязательно должна быть в конфликте с правом. Пока закон действует, высшая справедливость состоит в точном исполнении каждой его «буквы». Ибо только в «буквах» – в статьях, параграфах, пунктах правовых актов – выражается «дух» закона. Вне этих точно фиксированных подразделений никакого «духа» не существует, как не может существовать содержания, не отлитого в конкретную форму.
О необходимости воспитать в себе уважение к праву, к советскому закону говорил Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев. Уважать же закон – это не только его знать, но прежде всего строить свое поведение в соответствии с нормой права. И нормой коммунистической морали, являющейся для каждого члена нашего общества внутренним законом.
Но тут мы должны еще раз вздохнуть: простые эти истины не всегда вовремя укладываются в головах и сердцах наших современников. Среди некоторой части молодых людей существует некая чуть ли не мания пренебрегать общепринятым, бравировать своей «независимостью». Сама по себе независимость, чувство достоинства хороши, кто ж может спорить. Но бездумное пренебрежение обязательным, устоявшимся, общепринятым – будь то нормы права или нормы морали – всегда чревато неприятными, а порой драматическими последствиями. Не случайно еще Сократ законностью назвал «порядок и слаженность в душе».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из цикла этюдов «За Есенинской строкой»