Старший мастер. Вы хотя бы знаете, что у него трудное семейное положение? И что когда он не смог пойти с вами в поход, у него тяжело болела жена? А потом болел ребенок?..
Ученик. Я хочу сказать по совести. Когда мы только пришли в училище, нам наш мастер понравился. Он был с нами как-то на равных. Ну, а потом с походом этим... Нам хотелось пойти куда-нибудь вместе, посидеть у костра, объединиться как-то. Мастер пообещал и не сдержал своего слова. Ну, мы сначала думали, мало ли что. А спросить мастера о его жизни... ну, как нам спрашивать? Неудобно как-то. А потом он во второй раз обманул. В третий. Для начальства он всегда хороший: надо что-то сделать – он всегда первый, наша группа везде на затычки. Его, конечно, хвалили. А как же, группа на все готова, а требовать ничего не требует. Мы, если честно говорить, на наказания особенно не обижаемся. Бывает, и заслуживаем их. Мы на равнодушие к нам обижаемся.
Представитель горкома комсомола. Ну, а вы хоть раз, как комсомольцы, собрались вместе, поговорили о своих делах, о своих бедах и трудностях?
Ученик. А чего говорить без толку? Мы еще сначала жили-жили, вроде надеялись на что-то... а потом нам просто неинтересно как-то стало. Мы сами по себе, мастер сам по себе.
Зам. директора по учебно-воспитательной работе. Мне кажется, у нас есть некоторый перекос в сегодняшнем собрании. И вот в какую сторону. Вот смотрите, ребята, вы жалуетесь, что у вас плохой мастер, что он для вас ничего не делает. А я думаю, дело не в мастере, дело в вас самих. Разве вы сами не могли пойти в поход на день, на два?
Классный руководитель. Как же, соберутся они сами! Им семь нянек сначала нужно. Вон в прошлый раз я говорю им: давайте сделаем "вылазку на природу, а потом заглянем на квартиру к одному ученику, он как раз в тех краях живет. А он что сказал? «А я не пущу никого».
Ученик. Да это я пошутил. (Смех в классе.)
Ученик. Уж и шуток не понимают...
Ученик. С вами пойдешь на природу, а вы целый день мораль читать будете...
Зам. директора по учебно-воспитательной работе. Так вот, я хочу закончить свою мысль. Вопросы, которые вы подняли в письме, ребята, обращены прежде всего к вам самим.
Ученик. Ну, хорошо. А скажите, разве в прошлом году не было объявлено соцсоревнование по училищу? Лучшие группы должны были ехать по ленинским местам. Другие группы поехали, а мы почему-то нет. Почему?
Зам. директора по учебно-воспитательной работе. Но вам же объяснили, ребята, на всех не хватило денег.
Ученик. Именно на нас и не хватило?
Ученик. Никто нам ничего не объяснял.
Директор училища. Вообще-то ребята правы. Когда я стал директором училища, я предупреждал педколлектив: нужно быть осторожными со словами обещаний. Если мы решили: лучшие группы едут по ленинским местам – значит, для этого нужно было изыскать средства во что бы то ни стало.
Иначе мы подрываем доверие к самой идее соцсоревнования. Согласен, это наше упущение. Но тут были объективные причины – нехватка денег, и вы, ребята, должны понимать это. Вам все-таки не шесть-семь лет, а пятнадцать-шестнадцать.
Ученик. Да если б с нами по-человечески, мы бы тоже... А то мастер только кричать горазд. Получается, если что по вашей вине – тут всегда объективные причины, а в остальном только мы и виноваты...
Представитель горкома комсомола. Если уж речь зашла о таком высоком и принципиальном самосознании вашего класса, то вот что хотелось бы заметить. Я взяла ваш журнал, просмотрела текущую успеваемость. Первое, что меня заинтересовало, – военная подготовка. Ведь вы же будущие воины, наши защитники, дай, думаю, начну с этого. И что же? Минимальное количество четверок и пятерок. Ну, хорошо, думаю, может, у них хоть со специальной подготовкой дела идут хорошо. Я имею в виду занятия по вашей специальности. И что же? Чуть больше половины класса имеют положительную успеваемость, а остальные – троечники. Как же так?! Очень скоро вы станете автослесарями, шоферами, но с какими знаниями вы придете на предприятия? Как будете смотреть в глаза тем, с кем вам придется работать бок о бок? Этого вашего отношения к своей будущей профессии я просто не понимаю. И вот что я еще узнала с удивлением. Оказывается, ваша группа считается активной? Как это понимать?
Ученик. А чего там понимать... Когда надо, мы подаем в учком сведения. То провели, это...
Председатель учкома. Ребята, да как же вам не стыдно говорить такое?! Ведь сведения, по которым мы о вас судим, подаете вы сами, ваша комсомольская организация, ваш профорг, ваш культорг!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Роман
Размышления о рукописи М. К. Луконина