Вероятно, не все молодые читатели знают, что наш давний и добрый знакомый Аэрофлот полвека назад так и назывался – Добролет. Именно тогда открылось регулярное пассажирское сообщение по воздуху – первая воздушная линия связала нашу столицу с Горьким. Сейчас фотографии небесных лайнеров тех лет, обвешанных паутиной антенн коробочек аэродромных сооружений, кажутся далекой историей. Сегодня воздушный полет стал обыденностью, а перечень всех аэрофлотовских рейсов составляет толстую книгу. Аэропорты – ворота в небо – работают практически в каждом из городов нашей страны. Лучшие из них по внешнему виду напоминают настоящие дворцы, с тем лишь, пожалуй, отличием, что обслуживающий их «дворцовый персонал» главной задачей считает максимальное сокращение времени пребывания людей в своих владениях. И такое «негостеприимство» по душе пассажирам.
Однако сравнение аэропортов с дворцами – сравнение чисто внешнее. По внутреннему своему содержанию они не уступают современнейшим научно-исследовательским институтам. Это естественно, потому что именно на земле, в аэропортах решаются основные вопросы безопасности нашего полета. Без помощи наземных служб самый опытный современный пилот будет слеп. Чтобы этого не случилось, «начиняют» стеклянные дворцы сложнейшей электронной техникой. АСУВД – автоматизированная система управления воздушным движением – уже несколько лет успешно действует в крупнейших воздушных гаванях нашей страны. Если раньше воздушный диспетчер только на получение информации о высотах полетов тратил 17 процентов своего времени да еще 4 процента на опознание самолета, то сейчас все эти и многие другие заботы взяла на себя автоматика. Машина предлагает диспетчеру варианты, выражаясь языком авиаторов, бесконфликтных режимов движения, анализирует текущую обстановку, предупреждает о вероятных опасностях. Впрочем, рассказывать о возможностях ЭВМ в современной жизни – задача весьма трудоемкая: думается, что читателю-неспециалисту достаточно заверения в том, что ученые и инженеры Аэрофлота уже готовятся внедрить еще более совершенные электронные системы, заботящиеся о нашем комфорте в воздухе.
Вообще «комфорт» – слово обязательное во всех аэрофлотовских рекламах. В специальных учебниках для работников воздушного транспорта пишется еще и так: «психологический комфорт». А это значит, что специальные люди специально пекутся о нашем с вами настроении. А настроение, как известно, определяется всем: и длиной очереди в кассу, и быстротой выдачи багажа, и возможностью отдохнуть в ожидании рейса... Реально ли при современном наплыве авиапассажиров решить все эти вопросы в комплексе, избежать ставшей, к сожалению, традиционной в последние годы аэропортовской толчеи и суматохи? Неужели все эти издержки самого быстрого способа путешествия мы возьмем с собой в будущее? И вообще: как все это будет выглядеть в XXI веке? Не удивляйтесь, но на этот вопрос вполне четко уже могут ответить жители Еревана.
...Разноцветные автобусы с броской надписью «Звартноц» вдоль обоих бортов знакомы, пожалуй, всему городу. Каждые полчаса увозят они авиапассажиров и просто желающих взглянуть на «чудо архитектуры» за пятнадцать километров от Еревана. Из города сюда ведет отличное шоссе, которое переходит затем в бетонную эстакаду, пролегающую внутри гигантского кольца, спускается по спирали вниз.
«Какое еще кольцо?» – спросит читатель, не успевший побывать в Ереване после постройки там нового аэропорта «Звартноц». Самое настоящее кольцо. Диаметром сто шестьдесят метров. Так расположили пятисотметровый операционный зал аэровокзала армянские архитекторы. Чем это вызвано? Прежде всего заботой об удобствах пассажиров, желанием решить наболевшие вокзальные проблемы. Залы-кольца устроены так, что потоки прилетевших и улетающих нигде не пересекаются. Достаточно сказать, что протяженность пути от автобуса до места в авиалайнере – всего двадцать четыре метра.
Из самолета, приземлившегося в «Звартноце», вам не надо добираться до здания аэропорта автопоездом. Лайнер подруливает прямо к выходу в специальный коридор, пройдя по которому вы попадете на эскалатор, автоматически включающийся при появлении пассажиров. Эскалатор доставит вас вниз, в зал встреч. А оттуда рукой подать до стоянки уже знакомых нам автобусов с фирменной надписью.
Ну, а если рейс все же задерживается (и в будущем веке погода еще будет преподносить свои сюрпризы), вам предложат пройти в нешумный пояс аэровокзала, где к вашим услугам длинный перечень бытовых услуг, телевизоры, удобные кресла. Все семь микровокзалов «Звартноца» имеют выход сюда, в места, изолированные от суеты.
Фактически современный «Звартноц» – действительно новостройка будущего века. И не только в силу необычных архитектурных решений и оснащения современнейшей техникой, но еще и потому, что сделан он, так сказать, с запасом. Только на рубеже столетия, по расчетам специалистов, сюда придут те самые две тысячи сто пассажиров в час, на которые он рассчитан уже сегодня. Неудивительно потому и то, что обслуживающий персонал – и рядовой, и средний руководящий, и даже высший (начальнику комплекса Вячеславу Яралову – двадцать девять лет) – тоже «рассчитан» на второе тысячелетие.
Дежурный начальник смены, недавно принятый кандидатом в члены партии Каджик Саградян, первоклассный диспетчер по рулению комсомолка Назик Мйрзоян, старший регистратор службы организации перевозок, депутат Шаумянского райсовета Света Даглаян, начальник производственно-диспетчерской службы аэропорта Григорий Галоян, друзья-комсомольцы электромеханик Жирайр Алепян и слесарь-ремонтник Грачья Арутюнян, другие их молодые коллеги работают в «Звартноце» не просто хорошо, но гордо. Да и то – шутка ли: нести дежурство на рабочем месте XXI века! Но – такова уж неразрывная связь времен – не только век будущий можно увидеть сегодня в «Звартноце», но и далекое прошлое.
...В центральной башне на высоте шестидесяти метров – главная диспетчерская аэропорта. Оттуда, если взглянуть на запад, как на ладони – руины старинной постройки. Это храм VI – VII веков, давший свое имя и аэропорту. Примерный перевод слова «звартноц» на русский означает: «храм небесных бдящих сил». Подходящее название для дворца, стоящего на границе земли и неба. Только «бдят» здесь не мифические силы, а уже представленные читателю наши молодые современники.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Райком комсомола и атеистическое воспитание