Дрогнул трос, скрипнула плита под лапой крана. «Вот оно где», – сразу понял Николай. Теперь он смотрел только на лапы, упирающиеся в бетонную плиту. Чем выше поднимался блок, тем глубже уходили лапы в бетон. И вот уже не скрип, а треск – плита раскололась на две части и лапы резко ушли в грунт.
Крановщик тут же посадил блок обратно на трайлер.
Переглянулись, собрались в кучу монтажники. «Что делать?» – читал в их глазах Панченко.
Можно прекратить подъем, и никто ничего плохого не скажет. Но Панченко уже не помышлял об этом. Теперь его душа очистилась от всяких предчувствий, он был уверен в успехе.
– Трайлер еще ближе к фундаменту, а под колеса – шпалы.
У крана была низкая посадка, долго возились с прокладкой пути из шпал.
– Вира, – снова скомандовал Панченко.
Теперь дело пошло.
На следующий день много разговоров было на стройке об этом подъеме. На компрессор ходили смотреть, как на инопланетный корабль. Еще бы, ведь это был первый отечественный компрессор, который монтировался на украинском участке газопровода Уренгой – Ужгород.
В трудовой книжке бригадира Николая Вернигоры указано всего два места работы: электрик Сумского машиностроительного производственного объединения имени Фрунзе и киповец на Сумском участке треста «Промэнергоавтоматика».
Вот уже четырнадцать лет руководит Вернигора молодежной бригадой. Работу свою любит. За что? Ответ предельно ясен: за большую ответственность, за видность (то есть у всех она на виду), за точность. Потом кратчайшее пояснение: ответственность подстегивает, видность воспитывает, точность образовывает. Формулировки отточены, продуманы, сомнениям уже не подлежат.
Человек Вернигора неразговорчивый, уважающий в людях четкость, аккуратность. Любит порядок и чистоту. Вокруг одно время изумлялись, когда он, придя на смену в операторскую, первым делом брал веник и подметал пол. Он никому ничего не демонстрировал, не навязывал, просто иначе не мог работать. Похож на него и ближайший помощник. Николай Кривицкий. Впрочем, все, кто работал с Вернигорой. чем-то становятся на него похожими. Прежде всего любовью к делу, серьезнейшим к нему отношением.
Не зря говорят, что КИП и А (контрольно-измерительные приборы и автоматика) – глаза, уши, сердце и мозг предприятия. Повысилась температура в трубах – об этом должны сообщить датчики, увеличилось давление в «нулевой зоне» на узле подключения – снова сигнал приборов. Охранные краны в случае пожара перекроют газопровод. Появится чрезмерная вибрация на компрессоре – и опять же в дело вступит автоматический контроль.
Коротко говоря, производство нашпиговано КИП и А. Километры кабелей, импульсных труб, лотков. Один пульт управления вобрал в себя 27 щитов. Вот они, красавцы, стоят, тесно прислонившись друг к другу. Газообнаружение, противопожарный, общестанционный... 200000 подключений проводов (каждый имеет свой номер). Запутаться – легче легкого.
Все начинается с технологии монтажа. Бригада Николая – творческая. По уставу в творческой бригаде должны работать рационализаторы, которые внедряют свои или заимствованные предложения. Этот устав в его коллективе неукоснительно выполняется. Что предложила бригада на компрессорной? Ну, начать с того, что разработали стратегию ведения работ: надо по возможности быстрее уйти с улицы, закрыться в каналах. Пойдут дожди, а это самое скверное.
Теперь – «чистое» творчество. Коробка и утепленный шкаф стоят на двух металлоконструкциях. Но нельзя ли сэкономить время и металл? И вот решение: можно «посадить» шкаф и коробку на одну раму. А здесь шкафы стоят далековато от оборудования, не очень-то проектировщики задумывались об экономии материалов. А мы задумаемся! И вот уже шкафы приближены к оборудованию. А это что за недоразумение такое, прокладывать провода в трубах? Сколько же это металла идет? Сотни килограммов. Для киповцев и тут ларчик просто открывается – положить провода в короба. И в эксплуатации проще (есть съемная часть) и монтировать легче.
Вот так, по метру, по килограмму, и идет экономия. Потом подсчитают, внушительная цифра получится. Ну, а экономия рабочего времени? Тут счет уже покрупнее будет, ведь они, киповцы, заканчивают строительство. Дальше – только пусконаладка и сигнал «Ключ на «пуск».
Работают качественно. Переделывать не привыкли, все сдается с первого предъявления. У других бывают задержки по «объективным» причинам: нет сварщика или электрика, у них каждый владеет смежными специальностями. Дали бригаде в помощь (не столько в помощь, а чтобы знал, что и где находится, все пощупал своими руками) паренька из эксплуатации – Сережу Иванова. Старательный, любознательный. Только головой качает и восторгается:
– Вот это класс!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ
Петр Ковалев, Герой Социалистического Труда, бригадир комсомольско-молодежного коллектива слесарей-инструментальщиков производственного объединения «Гомсельмаш»