Олег Божьев

Евгений Билькис| опубликовано в номере №1378, сентябрь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Как все мальчишки во дворе, он играл в футбол, а из хоккейной коробки «мать за уши вытаскивала». Даже когда стал мастером спорта по конькам, мечтал о футболе и сейчас гоняет мяч чуть ли не каждый день. Нет, сказать про Олега, что он родился конькобежцем, нельзя. Правда, если иметь в виду физические данные, это отчасти так. Благодаря новейшим достижениям спортивной медицины выяснилось, что свойства мышечного аппарата у Олега Божьева идеальные для многоборца.

Непобежденный Эрик Хайден, имея примерно такие же данные, обыгрывал не только многоборцев, но и спринтеров и стайеров. Об этом же мечтает и нынешний чемпион мира.

Первую заявку он уже сделал, выиграв минувшей весной в первенстве СССР все четыре дистанции. Это был один из последних стартов сезона. Не все сильнейшие участвовали, в частности герой Олимпиады Игорь Майков. В его отсутствии у Олега не было «спортивного интереса» бежать в полную силу 10000 метров, тем более что к тому времени он уже стал абсолютным

чемпионом, выиграв три дистанции. Он и не выкладывался, бежал себе спокойно, отстав от соперника, В. Шашерина, одного из сильнейших наших конькобежцев, метров на семьдесят. И вдруг просвет стал сокращаться. Устал Шашерин? Нет, его секунды по кругам были все те же. Это Божьев прибавил и, продолжая прибавлять, приблизился к сопернику, а на финише в острейшей борьбе вырвал победу.

Бывают ситуации – в спорте, как и в жизни, – внешне не столь примечательные, но в них проявляется характер, самая суть его. Таким выдался и этот странный забег, эта «ненужная» победа Божьева, его «неразумный» порыв. Он потом рассказывал, что его «завели» болельщики.

– Они кричали: «Москвич, не имеешь права проигрывать!» Я свободно бежал, мог прибавить, вот я и прибавил...

Может, и так, конечно. А может, и мысль о чести родного клуба (он начинал и продолжает тренироваться в рабочем спортклубе «Москвич») его подстегнула.

Болельщики... Но сколько их было? Горстка! До обидного мало, ничтожно мало по сравнению с даже ординарным футбольным или хоккейным матчем. Но чемпион мира Олег Божьев не только заметил, а и ответил им (своими действиями на дистанции). И это не столь уж частое проявление спортивного романтизма. Это еще и щедрость чемпиона – от избытка сил, от упоения удачей. И еще, без сомнения, чемпионская черта его личности: он ненавидит проигрывать. Мало кто об этом знает. Но что мы вообще о нем слышали вплоть до бурного и драматичного олимпийского сезона?

Олег Божьев за последние два года лишь однажды уступил в забеге: двукратный чемпион мира Ван дер Дюйм на последних метрах пятикилометровой дистанции перехитрил дебютанта. Олег всегда и повсюду старается первенствовать: в тренировочных забегах, в матчах по мини-футболу, в изнурительных шоссейных велогонках.

– Мы на велосипеде едем на уровне мастера, очень серьезные тренировки. Бывает, в гонке на 100 километров уже сил нет на финише, но я все из себя выжму, а буду первым, потому что я себя знаю: если проиграю, то настроение испортится, лучше уж нажать, хоть и «через не могу»...

Его успех, можно сказать, триумфальный, выглядит сенсацией и потому кажется вдвойне привлекательным: мы ведь как зачарованные следим обычно за колесом фортуны. Сам он, однако, не считает себя счастливчиком.

– Счастье – это когда везет. Мне, наоборот, активно не везло на чемпионате мира: два раза в первой паре бежал. А победил, потому что был сильнее всех. Я думаю, сейчас только при таком условии и можно чемпионат мира выиграть...

В справедливости этих слов убеждает результат: очень большой, на дистанции 1500 метров – просто огромный, отрыв от остальных участников. Но как же все-таки родилась эта сенсация? Он никак не «чудо-мальчик», Олег Божьев, ни по возрасту (летом исполнилось 23), ни по стажу занятий спортом. Его взлет скорее можно сравнить со взрывом. Этот взрыв, пожалуй, прозевали не только болельщики и спортивные обозреватели, но отчасти и специалисты. Может быть, так и должно было случиться, потому что привлекают внимание прежде всего достижения, а внутренний рост так и остается делом внутренним, для других незаметным.

– До определенного времени, допустим, до выполнения нормы мастера спорта, можно заниматься без особого честолюбия, если есть талант, или на одном честолюбии. Но чтобы дальше побеждать, спортсмен должен задуматься всерьез. Уже одного азарта мало. Есть навыки, очень сложные, есть тренированность, но организм взрослеет, и мы сами взрослеем. Спортсмен высокого класса – это тот, кто досконально знает самого себя, знает свой организм, умеет подводить себя к форме, владеть нервами во время соревнований...

Ему очень помогли занятия на имитационной доске. Доску по чертежам сделал ему отец, она стоит в прихожей довольно тесной квартиры. Сколько времени у него уходит на эту домашнюю работу по доводке, шлифовке сложных элементов техники? Сколько сил? Сколько приносится жертв? Вряд ли он сам когда подсчитывал... Но мы ведь пытаемся понять секрет успеха. Быть может, Олегу помогло стать чемпионом и то, что он по своей природе предельно раскован, открыт. Гибкость, душевная пластичность – это все его. Как знать, не помогает ли это органичному поведению на дистанции, где нужна не только сосредоточенность, но и легкость?

Сейчас у него трудный период не только в спортивном, но и в житейском смысле. Титулы, призы, награды, звания – все это посыпалось слишком внезапно. Ему явно не по себе в знойных лучах славы. По свойственной ему привычке или скорее навыку к самоанализу он оценивает и эту ситуацию.

– Вроде бы все по-старому, но что-то изменилось. Не так примитивно – «нос задрал», но все-таки что-то такое есть. Но я этого не допущу. Человек, он на то и человек, чтобы управлять собой...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Красота юности

Нравственно-эстетическое воспитание юношей и девушек, приобщение их к лучшим завоеваниям отечественной и мировой культуры – одна из важнейших забот комсомола