– Как раз сейчас я разрабатываю новый силуэт и, поверишь, пришел к нему совершенно случайно. Недавно на улице увидел женщину, прямое пальто которой было будто бы чуть-чуть подхвачено на бедрах. Обогнал ее, оглянулся, понял, что ошибся: никакого подхвата, обычное прямое. Придя домой, стал рисовать этот показавшийся мне силуэт, усложнять его, пока, наконец, не нашел форму, чем-то напоминавшую наполненный тюльпан, моду пятнадцатого-шестнадцатого годов нашего столетия. Когда через день уже в готовой модели подхватил пальто поясом несколько занижено, на линии бедер, получился необычный силуэт. Дополнил его маленькой шляпкой с пером – и он получил законченный вид.
Не знаю, буду ли дальше разрабатывать эту тему, заложу ли ее в коллекцию, но сегодня она мне кажется довольно интересной и перспективной.
– Но ты еще зависишь от вкуса людей. Понравятся ли им твои находки?..
– Разумеется, не каждому человеку нравится мой стиль, не каждому он и подходит. Это в известной мере сужает рамки моего поиска. Но все-таки у меня есть возможность раздвинуть их, посвятив часть коллекции людям, которые могут позволить элемент риска, фантазии. Это актерская, художническая среда, для которой одежда не является только предметом потребления, но еще и средством эстетического воздействия на окружающих. Такой творческий выплеск, без оглядки на чужой вкус, необходим любому модельеру как трамплин к новым моделям. Элемент неожиданности, шока так необходим в нашей профессии.
Конечно, я могу ошибиться в своем поиске. Более того, я, как всякий художник, имею право на ошибку. Но все-таки опыт и интуиция редко меня подводят. Не случайно все свои новые мужские модели я опробую на себе, так легче представить, понравятся ли они другим...
– Пять лет назад ты ушел из моды. Теперь вернулся. Последнее связано с Домом моды?
– Понимаешь, трудно бросить дело, которое любишь, которому отдал столько лет жизни. Дом моды вселил надежду, что наконец-таки мои модели найдут путь к потребителю. Он представляет собой симбиоз Дома моделей и ателье высшего разряда.
На последнем, девятом этаже этого огромного нового здания на проспекте Мира находится экспериментальный цех – настоящий мозговой центр дома. Молодежный коллектив цеха – художники, конструкторы, технологи, лекальщики, нормировщики не только придумывают идею одежды, но и разрабатывают ее конструктивно, технологически и даже выполняют в материале. Один экземпляр одежды идет на первый этаж, где заказчик может познакомиться с ним на выставке. Точно такой же образец он может посмотреть в демонстрационном зале. Еще один с подробным техническим описанием направляется в наш закройный цех.
Если посетителю понравилась какая-то вещь, он может заказать ее, получив предварительно консультацию квалифицированных специалистов. Потом закройщики, сняв необходимые размеры, назначают день примерки... Вся одежда шьется у нас же, в пошивочных цехах.
– Все это хорошо. Однако производительность все-таки, как у ателье. Да и цены высокие – вдвое выше, чем в «люксе». При такой постановке дела у тебя могут одеться лишь избранные.
– Я предлагал прикрепить к нашему Дому фабрику готового платья, которая бы по нашим моделям шила массовую продукцию. В конце концов мы могли бы предложить образцы, технологичные даже для конвейерного производства. Разумеется, не все годилось бы для этого. Но какие-то ходовые, особенно молодежные, модели можно было бы ставить на поток. Это сразу бы резко снизило цены по сравнению с нашими.
Затем я предлагал в рамках этой фабрики упростить смену производства различных моделей. Сейчас на наших предприятиях переход с одного образца на другой растягивается на такой долгий период, что любая новинка успевает безнадежно устареть, выйти из моды.
Если бы этим процессом руководили мы, художники, умеющие не только разработать и предложить что-то новое, но еще и проверить это новое в демонстрационном зале на зрителях, в закройном цехе, на поступающих заказах, я уверен, что время от предложения образца до запуска в массовое производство неизмеримо бы сократилось.
– Думаю, сюда стоило бы придать еще и обувное предприятие с подобным же статутом. И фабрику фурнитуры, чтобы вы могли решать проблему в комплексе...
– Я так и планировал. Причем можно было включить в это объединение и соответствующий магазин, который бы торговал одеждой и обувью только этих фабрик. Покупатель сразу бы показал, пользуется ли предложенное нами спросом или ассортимент нужно менять. Однако моя идея пока не нашла поддержки. Видимо, она еще недостаточно созрела. Надеюсь, ее время еще придет. Во всяком случае, я уверен, что при старой форме решения проблемы мы никогда не будем поспевать за таким капризным, непостоянным детищем нашего времени, как мода.
Прошло уже несколько месяцев после моей последней встречи с Зайцевым. Хотя эта беседа была давно написана, мне хотелось подождать хотя бы первых результатов его работы в Доме моды. Сейчас уже можно подвести некоторые итоги.
За истекшие девять месяцев Зайцевым создано четыре новые коллекции, каждая из которых включила более ста моделей одежды. Не нужно быть большим специалистом в области моделирования, чтобы понять, сколь плодотворно трудится он в это время. Свой очередной день рождения он по давней собственной традиции отметил показом новой коллекции одежды. Мне глубоко симпатично, что человек использует даты в своей жизни не как предлог для бурных застолий, а как очередной рубеж для подведения итогов проделанной за год работы, как отчет перед собой, перед друзьями. Симпатичной оказалась и сама коллекция. При ее создании Вячеслав Зайцев широко использовал мотивы русского народного костюма и русский «модерн» в одежде начала XX века. Разумеется, это не буквальное копирование старины, а переосмысление на современный лад того лучшего, чего достигли наши предшественники.
Так случилось, что в начале марта в Москву приехал всемирно известный французский модельер Пьер Карден. Он показал специалистам свою новую коллекцию одежды. А на другой день Дом моды продемонстрировал гостю последнюю коллекцию Зайцева.
После окончания полуторачасового просмотра Карден сказал, что Зайцев – непревзойденный мастер-художник. Привожу эту оценку вовсе не для того, чтобы показать, какой комплимент мы сумели высечь из заезжей парижской знаменитости, потому что дело тут не во врожденной французской галантности. Карден и Зайцев давно знакомы лично, и творческий потенциал друг друга могут оценивать без скидок на обычную вежливость. Штука в том, что Карден не только замечательный дизайнер и модельер. По шестистам его лицензиям шьется одежда в 93 странах мира. Только во Франции более пяти тысяч магазинов торгуют вещами, сшитыми по его моделям. Так что его слова – свидетельство художника, хорошо разбирающегося в спросе и предложении, производстве, торговле, короче, – в бизнесе.
Итак, в лице Зайцева мы имеем талантливого художника-модельера, чьи работы высоко оценены на многих авторитетных выставках. И нужно по-хозяйски распорядиться его трудом, его природным даром. Это тем более необходимо, что в области легкой промышленности мы. не избалованы изобилием идей на уровне мировых стандартов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.