Давайте задумаемся над таким фактом. При одних и тех же доходах и, казалось бы, при одних и тех же расходах в одних семьях «не хватает денег до получки», в других всегда находятся возможности одолжить какую-то сумму соседу, отложить на сберегательную книжку. А ларчик-то здесь открывается просто. Не покупай лишнего, ненужного, умей максимально использовать имеющееся. Зайдите во многие квартиры, оглядитесь. Сколько ненужных вещей, предметов, безделушек! Попытайтесь в своей квартире навести ревизию в ящиках, шкафах, на полках. Нужны ли вам все вещи, предметы, заполняющие эти пространства? Когда ими последний раз пользовались? Когда они вам понадобятся впредь? И вы наверняка заметите: эти ботинки купил, но не носил – неудобные. Это платье почти неношеное – быстро отошла мода. Здесь починить каблучок – руки не доходят, там петля оторвалась, тут деталь заменить. Одно жалко выбросить, другое, авось, пригодится, третье пусть лежит, есть не просит... А все вместе – это склад ненужных вещей. Это потраченные впустую деньги. Это потраченный впустую труд. Не правда ли, смахивает на сизифов труд? Работаешь, зарабатываешь деньги, а тратишь их попусту, бросаешь на ветер.
Я уже не говорю о том, что лишние, ненужные вещи, окружающие нас в той же квартире, – это уменьшение нашего жизненного пространства, это дополнительная пыль, грязь, это добровольно отдаваемое нами время на поиски нужной вещи среди массы ненужных.
Проблема «лишних» вещей – это во многом проблема «лишних» денег в кармане, в бюджете молодого человека (да и не только молодого). Сегодня нередко, имея деньги, человек идет по магазинам не с определенной целью (купить то-то и то-то), а просто посмотреть: авось, что понравится. Вспоминаются наставления пожилой женщины (всю свою жизнь она прожила в оренбургской деревне, слыла хорошей хозяйкой) по поводу траты денег: «Не спеши менять крупные деньги, разменяешь – разойдутся быстро», «Не покупай разной чепухи – покупай крупные, хорошие вещи...». Не раз замечал за собой: если есть в кармане «свободная» пятерка, десятка (то есть деньги, не имеющие конкретного предназначения – купить это, заплатить за то), то начинается какая-то серия полуобязательных, полунеобходимых трат. Понравился в киоске журнал – отдал полтинник (а дома лежит кипа непрочитанных журналов и газет), заодно взял новую серию марок – еще рубль (марки для сына, а он к ним уже охладел), выпил кофе, купил понравившиеся поплавки для удочки (так, авось, когда и соберешься на рыбалку), игрушку-машинку (по счету она у сына где-то в четвертом десятке). Ничего вроде путного не купил, а трех-четырех рублей в кармане нет.
Какой вывод? Только один – нужно выработать в себе финансовую самодисциплину, своеобразную культуру траты денег, культуру расходования собственного труда.
Одно из отличий современных молодых людей перед людьми среднего и особенно старшего возраста – это их более дорогостоящая одежда, наличие у них более дорогих предметов культуры, обихода. Полушубки, кожаные куртки, сумки, джинсы, «дипломаты», кольца-печатки, зонты, транзисторы и т. д. и т. п. Чем моднее, тем лучше. Чем дороже, тем желаннее. Почему сегодня многие молодые люди в буквальном и переносном смысле слова «гоняются» за модными и сверхмодными вещами?
Почему безрассудно бросают на их приобретение (в ряде случаев из рук спекулянтов, перекупщиков) значительную долю своего денежного бюджета, бюджета родителей? Основная движущая пружина этих действий – желания молодых людей. Каковы нее они? Не будем говорить здесь о потребностях, связанных с утилитарным предназначением вещей (одежда должна греть, защищать от ветра, дождя, солнца, сумка нужна для переноски необходимых вещей). Старомодные, модные и сверхмодные вещи, как правило, с равным успехом справляются со своими первичными «обязанностями». Более того, нередко острожеланная вещь – последний крик моды! – довольно-таки неудобна. Походите-ка день на супервысоких шпильках, спадающих при быстрой ходьбе сабо или в джинсах, не гнущихся в коленях.
Новая, модная вещь, по мнению молодых людей, позволяет им, с одной стороны, выделиться из общей толпы («я не как все»), привлечь к себе внимание. С другой – отождествить себя с наиболее передовой в отношении моды группой сверстников (по типу «рыбак рыбака видит издалека»). То и другое служит средством самоутверждения личности. Посмотрите, я модный, современный. Посмотрите, я достаточно обеспеченный (преуспевающий), чтобы носить джинсы, сафари за 200 – 300 рублей. Посмотрите, у меня есть знакомые, я вращаюсь в таких кругах, которые могут все достать.
К престижным сейчас относятся не только приобретенные втридорога вещи. Есть престижные вина, рестораны, курорты, театры, книги. Сплошной престиж!
Престижным считается тратить деньги не глядя, небрежно: «на чай» – официанту, «сдачи не надо» – таксисту. Так якобы демонстрируется «широта натуры». Причем особенно разворачиваются такие натуры, когда хотят понравиться девушке. И ведь нравятся...
Но удивительная трансформация происходит с молодыми людьми, когда подходит время создания собственной семьи и соответственно выбора спутника жизни. Недавно мы опросили несколько сот молодых людей (юношей и девушек, пока еще холостых и незамужних). Всем им задавался один и тот же вопрос: «Какие черты характера, поведения будущего спутника жизни вы считаете наиболее предпочтительными?» Первые места во всех группах опрашиваемых неизменно занимали такие качества, как «верность», «доброта». Очень высоко ценятся и «умение быть рачительным хозяином, хозяйкой», «способность материально обеспечить семью». Заметьте, молодые люди ориентируются на такие качества в своем будущем спутнике жизни, которых зачастую не имеют сами и не стремятся воспитать в себе для будущей семейной жизни.
И еще об одной «потребности», влекущей за собой громадные прорехи в бюджете. В одном из наших исследований по городу мы подсчитали, сколько раз в году в среднем садится за стол со спиртным молодая незамужняя женщина-строитель. Оказалось – 60 раз. Чаще, чем каждую неделю. Это – в среднем.
Обследование денежнего бюджета 192 молодых рабочих, проживающих в общежитиях одного из небольших уральских городов, показало, что на «увеселительные» мероприятия молодой мужчина тратит примерно пятую часть своего заработка, его сверстница, соседка по общежитию, – шестую. И дело здесь не только в деньгах. Выпитая вечером «законная» бутылка – это напрасно убитый вечер, зря истраченная энергия, вред для здоровья. И ни одного плюса.
Кстати, еще Пифагор говорил, что «пьянство есть упражнение в безумстве». Неумеренно, пьющий человек – это горе для его родных и близких. Это нравственные потери и неудобства для окружающих. Это экономические потери для производства (прогулы, снижение производительности труда, увеличение брака, поломки оборудования, инструмента, травматизм и т. п.).
Одна из причин пьянства – наличие «лишних» денег в карманах молодых людей. Для большинства несемейных молодых работников сегодня характерна ситуация, когда после удовлетворения необходимых жизненно важных потребностей (питание, одежда, жилье) в бюджете остается нереализованной солидная сумма. От того, куда пойдут эти «лишние» деньги, во многом будут зависеть характер и результативность производственной и внепроизводственной деятельности молодых людей. И вот здесь необходимо думать еще...
У Льва Николаевича Толстого есть маленький рассказ-быль «Петр Первый и мужик», в котором царь спрашивает у мужика, куда тот расходует деньги. Мужик отвечает: дескать, я их на три части делю. Во-первых, долг плачу – отца-мать кормлю: во-вторых, в долг даю – сыновей кормлю; в-третьих, в воду мечу – дочерей ращу...
Над третьей статьей расходов сегодня можно лишь улыбнуться, но давайте посмотрим, как в наше время платят свой долг родителям взрослые работающие сыновья и дочери. Вот данные опроса 328 молодых несемейных свердловских металлургов. В анкете стоял вопрос: «Помогают ли Вам родители?» (у всех опрошенных родители живут в других городах, в сельской местности). Оказалось, каждый третий (33,5 процента) более или менее регулярно получает денежные переводы, такая же часть (примерно 30,8 процента) получает посылки или сама возит из дома продукты (как правило, от родителей, живущих в деревне), каждому пятому (20,1 процента) родители помогают в покупке одежды, обуви и т. д. В анкете стоял и другой вопрос: «Помогаете ли Вы своей семье деньгами, материально?» В этой части анкеты мы зафиксировали куда более скромную цифру – помогают регулярно около 9 процентов (каждый одиннадцатый).
Итак, чаще помощь сегодня идет от родителей к взрослым работающим детям, и это при том, что средний доход на человека в семье у первых в 1,5 – 2 раза меньшее, чем у вторых...
А теперь о второй статье расходов. Что такое холостяк? Это потенциальный жених, потенциальный будущий муж, отец, семьянин. То же самое можно сказать и про незамужних девчат. Вряд ли вы найдете сегодня среди молодых людей тех, кто не связывает свою будущность с образованием собственной семьи, с рождением и воспитанием собственных детей. Если случайно встретите такого, то не верьте ему, – это напускная бравада. Но если уж действительно человек убежден, что ему не нужна собственная семья, – то это социальная аномалия. Человек этот достоин жалости.
Итак, впереди, как говорят, не за горами – свадьба, семейная жизнь. А любовь, как сказал поэт, это «не вздохи на скамейке и не прогулки при луне...». Начало семейной жизни – это, как правило, и резкий рост, и изменение потребностей, и соответственно резкий рост расходов. В этот период уже не существует проблемы «лишних» денег. Денег, как правило, не хватает. А молодым супругам хочется побыстрее свить свое семейное уютное гнездышко. А почему бы не подумать об этом периоде заранее? Почему не попытаться ввести некое плановое начало в свою жизнь? Не жить одним днем. Подумать о завтрашнем. Сегодняшние «лишние» деньги будут очень кстати завтра. Сделать это несложно. Почему бы не приобрести впрок такие «семейные» вещи, как телевизор, холодильник, наборы посуды, мебели. Заметьте, испокон веков молодая семья начиналась не с пустого места. У невесты было приданое: о нем беспокоились заранее не только родители, но и сама молодая. Да и жених вез свою суженую не в пустую хату. Человеку присуще думать о завтрашнем дне, тем более о нем должен думать молодой человек.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.