Престиж инженера

Александр Радов| опубликовано в номере №1338, февраль 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Хозяйствовать расточительно можно без инженеров, но немыслимо вести дело экономно, если инженер не на высоте. А как этого добиться? Одним постановлением тут не обойтись, одному ведомству поднять этот груз не под силу.

«Проблема инженера не может ждать. Она назрела уже 20 – 25 лет назад и, нерешенная, принесла нам столько потерь, что их все и не учтешь и не представишь. Дефицит кадров – это прямое следствие проблемы инженера. Доколе же будем с ней медлить?»

Да, как бы сделать так, чтобы все мы – сверху донизу – за эту проблему взялись, да не разрозненно, а артельно? И не позволили остаться в стороне любому ведомству? Ведь это они, если честно сказать, эту проблему запустили. Пусть же теперь, да под общественным контролем, дело это наверстывают.

Но и сам инженер не должен быть тут посторонним. Он очень многое может в себе переменить, если общество ему строго скажет: «Стань таким, как я хочу!»

«Многое уже сегодня можно сделать на месте – на каждом предприятии. Разве лучшие предприятия страны это не доказывают?»

Тут чистая правда. Сам бывал на предприятиях, которые не захотели ждать перемен, исходящих от инстанций. Взялись сами и с радостью обнаружили – проблема под силу!

Иной раз бывает: отваживаются от безысходности, а потом дерзание, принесшее частную победу, превращают в общую политику.

На владимирском заводе «Автоприбор» случилось не так давно небольшое событие, которое, как я убежден, будет иметь для предприятия далеко идущие последствия. Уточню – позитивные. А произошло следующее: вышел приказ по заводу, строго-настрого запрещающий посылать инженеров на прорыв в цех. Что в этом особенного? В этой акции вижу уважение к профессиональной деятельности инженера. А мои наблюдения подсказывают: каждый почитаемый сегодня завод начинал в свое время с доверия к инженеру, с создания для него полноценных условий для работы.

Не один раз писал о нашем знаменитом хозяйственнике Герое Социалистического Труда Владимире Федоровиче Карпове. Много лет он возглавлял производственное объединение «Ждановтяжмаш». Принял простенькое, почти кустарное производство, а уже через четырнадцать лет – своим ходом, без всяких подталкиваний сверху – оно превратилось в завод-гигант, сравнимый с «Уралмашем». Карпов был большой мастер стратегического управления, к которому редко прибегают наши хозяйственники, поскольку перегружены «копеечными» делами. А главной стратегией Карпова была ставка на творца, на «розмысла». Так издавна называли на Руси инженеров.

Начал Карпов с того, что уговорил своих кадровых рабочих поддержать его в предложении выстроить несколько многоэтажных домов для молодых специалистов. Смог аргументированно доказать: не будет полноценных инженеров – не будет у завода будущего. И когда таковые инженеры появились, ибо слава пошла о заводе среди лучших вузов страны, то Карпов все сделал, чтобы их знания и таланты не разменивались на медные пятаки.

Легко ли ему было? Мучительно трудно. Но смог добиться, чтобы «надлежащий человек был на надлежащем месте»: техник – в техниках, инженер – в инженерах. А дилетантов, или, иначе сказать, «практиков», «искоренил как класс». В итоге получилось: ведущим стало кого за собой вести, их избавили от примитивнейших, вовсе не инженерных функций. И если оклады некогда мнимых инженеров, ставших теперь полноценными техниками, несколько снизились, то зарплата инженеров подлинных резко возросла. Что это дало? О самочувствии инженеров говорить не стану, ибо это очевидно, а упомяну о том, что отдача от специалистов сильно повысилась. И если б не это – завод бы не смог двигаться нынешними темпами: увеличивать объемы производства не менее чем на десять процентов в год. Тут заключаю: работать вяло можно без инженеров, а динамичность развития немыслима без полноценной отдачи специалистов.

Ждановский «Тяжмаш» не исключение. Для всех поучителен пример Минского тракторного завода и Ивановского станкостроительного производственного объединения. Они стали суперзаводами, из малоперспективных предприятий превратились в законодателей мировой моды. Их продукция конкурентоспособна и на рынках развитых капиталистических стран. Вот одна только подробность: минские «Беларуси» в США пользуются большим спросом, чем тракторы знаменитой, всем нам памятной марки «Фордзон».

Что общего у этих заводов? Величайшее уважение к инженеру. Его тут не шпыняют, не гоняют на прорывы. Напротив, используют все возможности предприятия, чтобы создать инженерам комфорт на работе и полноценные условия жизни. Тут не проблема – профессиональный и творческий рост. На обоих заводах заведено доверять молодым. Неудивительно: самые первые успехи пришли в своё время после того, как разработку принципиально новой модели доверили зеленым, еще совсем не обстрелянным инженерам. И не ошиблись.

Итожу: уже сегодня на любом заводе немало собственных возможностей для того, чтобы изменить отношение к специалистам, приподнять их роль и значение в деятельности предприятия. Надо только взяться. Кому? Руководителям. Но и сами инженеры не должны быть пассивны и покладисты. Отпущенные им знания и способности есть не личное – «казенное имущество», как говорил Ленин. Наше общественное достояние! И всем нам не безразлично, как его используют.

От редакции

Вглядываясь в проблему с различных точек зрения, автор статьи ставит вопросы остро, но и спорно. Тема не нова. Однако своей актуальности не потеряла. Да, жизнь богата примерами подлинного инженерного творчества, настоящих взлетов инженерной мысли, без них был бы немыслим научно-технический прогресс, крупнейшие достижения всех отраслей народного хозяйства. Однако очевидно и то, что труд инженера сегодня таит в себе громадные резервы, которые обязательно нужно привести в действие.

Что нужно, чтобы работа каждого инженера была постоянно и надежно плодотворной, эффективной? Этот вопрос волнует многих. И не только с точки зрения экономической, но и – в не меньшей степени! – нравственной. И это обстоятельство особенно важно для инженеров молодых – специалистов завтрашнего дня.

Насколько в своих выводах и заключениях прав и в чем неправ автор? Какие жизненные примеры подтверждают те или иные положения статьи и какие их отвергают?

Редакция приглашает читателей, и прежде всего молодых инженеров, высказать свое мнение на страницах «Смены».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Друг лиры просвещенной

К 200-летию со дня рождения В. А. Жуковского