Академия радости

Генрих Игитян| опубликовано в номере №1369, июнь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Напомню читателям, что в 1979 году «Смена» уже рассказывала об опыте эстетического воспитания в Армении, о работе Детской картинной галереи, созданной в Ереване. Так что это мое выступление – своего рода отчет о том, что сделано нами за пять прошедших лет. Пожалуй, главное событие – это преобразование Детской картинной галереи в республиканский Центр эстетического воспитания. Конечно, суть здесь не в замене вывески. Суть в том, что изменились сами формы работы, расширились наши возможности. Если раньше дети занимались только рисованием, то теперь они могут попробовать свои силы в многочисленных студиях: декоративно-прикладного и изобразительного искусства, кинотелефото, в детском театре и филармонии. Мы стремимся выявить творческий потенциал будущей личности, как того требует реформа школы. Ведь чему-то научить – это половина дела, важно, чтобы растущая душа нашла себя в окружающем ее мире. Одним словом, прежде всего мы пытаемся воспитать личность. Посудите сами: если ребенок изо дня в день приучается к систематическому труду, причем труду творческому, если в его плоть и кровь входят такие понятия, как трудолюбие, усидчивость, умение доводить дело до конца, если он приходит к пониманию того, что любую работу нужно выполнять наилучшим образом, то кем бы он ни стал в будущем, он никогда уже не забудет уроков своего детства. Все ремесла, которые преподаются в Центре, предполагают развитие в ребенке именно этих качеств характера. Взять хотя бы ковроткачество, чеканку по металлу или резьбу по дереву, вышивание или керамику – вряд ли ребенка будет ждать тут хотя бы минимальный успех, если к своему увлечению он не отнесется серьезно.

У нас, педагогов, нет специальных, устоявшихся методик, стандартизированных форм обучения. Мы пока ищем, экспериментируем. В Центре собрались люди в основном молодые, для которых немыслим формальный подход к обучению и воспитанию. У каждого из руководителей студий свой индивидуальный взгляд на методику преподавания, но он отнюдь не ведет к стихийной самодеятельности. Творчество педагогов мы изучаем, делимся своими находками с коллегами: так, шаг за шагом, выкристаллизовываются оптимальные решения. Причем хочу подчеркнуть, что наша система работы с детьми, основанная на трудовом и эстетическом воспитании, на мой взгляд, прямо связана с задачами, которые стоят сейчас перед общеобразовательной и профессиональной школой. Трудовое воспитание – основа основ формирования личности. Реформа школы поднимает вопрос о труде производительном, лишенном формализма; растущий человек должен видеть плоды своих усилий. Ребята из нашего эстетического Центра скоро сами будут украшать в городе школы, детские сады, кафе, театры. Ведь одно дело, когда их творчество экспонируется на выставках, и совсем другое, когда работы детей вольются в интерьер целого города. Сейчас ребята оформляют школу старинных инструментов, ковры, гобелены, макраме, вышивка, керамика будут украшать фойе, классы, кабинеты.

Дети все должны делать своими руками – это наш основной принцип. В детском театре, например, маленькие актеры обязательно и рабочие сцены. Они сами шьют костюмы, выполняют обязанности осветителей, гримеров.

Армения – республика богатых культурных традиций. Чтобы ими питаться в современных условиях, их нужно знать – для этого требуются кадры, много высокоидейных, культурных людей и очень трудолюбивых к тому же. Я бы сказал, художников и каменотесов. Приобщить ребенка к радости не только собственного творчества, но к труду и творчеству отца, деда, сограждан твоей страны, передать уважение к создателям храмов Гарни и Гехард, помочь полюбить Пушкина и Туманяна, Баха и Чайковского – значит приобщить к жизни и радости предыдущих поколений. Самое же главное – воспитать умение не только взять из прошлого и настоящего, но и передать свои знания в будущее, послать свою радость через детей следующим за тобой поколениям.

Многие наши бывшие ученики уже работают преподавателями в городах и селах республики; некоторые поступили в художественно-театральный институт Еревана. Наши педагоги регулярно выезжают на места, создавая в городских и сельских школах кружки самодеятельности, потом постоянно следят за их работой. В детсадах и школах учителя занимаются с детьми по нашим, составленным в Центре программам. Мы постоянно выступаем с концертами по стране – и видели бы вы, с какой радостью нас встречают!

Сейчас вокруг Центра, включая периферию, объединено одиннадцать тысяч ребят. Это число можно увеличить. Помогут нам созданные и создаваемые филиалы Центра в разных городах республики – в Ленинакане и Ахуряне, Кировакане и Горисе, Мегри и Апаране. Иджеване и Раздане.

...Пройдут годы, и мы, думаю, будем пожинать прекрасные плоды. Конечно, не все наши воспитанники станут работниками культурного фронта, как нам хотелось бы. Но, пройдя курс наук в сложной и увлекательной школе эстетического воспитания, каждый из них, какую бы профессию он ни выбрал в жизни, станет духовно богаче.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Последний довод

Политический детектив

«Назовите меня тысяча первым…»

Обзор писем-откликов на очерк «Тысяча сыновей» («Смена» № 20, 1983 г.)