Обзор писем-откликов на очерк «Тысяча сыновей» («Смена» № 20, 1983 г.)
Материалы рубрики «Живая память» посвящаются 40-летию Победы, тем людям, которые по строке, по странице воссоздают Летопись всенародного подвига в Великой Отечественной войне. Мы вновь обращаемся к читателям с просьбой подсказать редакции их имена и адреса. Ждем ваших писем, друзья!
Курск. К. А. Рябовой. Дорогая Клара Александровна! Пишет вам тысяча первый сын – Коля Сироткин. Не представляете, как меня обрадовал очерк «Тысяча сыновей», до глубины души растрогал. В судьбах мальчишек я нашел само го себя. Если можно, назовите меня тысяча первым. Найдутся другие – не обижусь, что кто-то опередил меня: буду рад очередному брату или сестренке далекой, незабываемой поры. В четырнадцать лет я примерил гимнастерку и шинель, обулся в кирзовые сапоги, в которых прошел от берегов Верхней Волги, от Зубцова до Днепра. Шел вместе с фронтовыми отцами в поту и пыли, видел кровь и смерть. Пришлось мне воевать и на Курской дуге. В нашем полку было пять сынов полка, четверо – Николаи. Судьба разбросала нас по белому свету. Мама Клара, я завидую тем сыновьям полка, которых вы разыскали и сроднили. Восхищаюсь вашим сибирским характером, горжусь, что вы – дочь профессионального революционера».
К этому письму я еще вернусь, а пока взглянем на письмо в «Смену» со штампом музея юных защитников Родины.
«Спасибо, дорогая «Смена», за публикацию очерка «Тысяча сыновей» о детях – маленьких солдатах Великой Отечественной. Двадцатый номер журнала в Курске разошелся за полтора часа, – так написала Клара Александровна Рябова. – К нам в музей продолжают поступать письма фронтовиков, сынов и дочерей полков, партизан и подпольщиков. Передо мною десятки писем из Воронежа и Тюмени, из Ленинграда и Коми АССР, из Петрозаводска и Одессы, из Ростовской области, Орджоникидзе и Свердловска, из Анадыря и порта Находка. Благодаря вашему журналу за короткое время нашлись более двадцати новых юных патриотов».
Я побывала в Курске после публикации очерка «Тысяча сыновей», несколько дней провела в музее юных защитников Родины, воочию убедилась, как растет его популярность.
Утром пришла в музей пораньше. Рябову уже ждали.
– Я Кудерояров Валентин Стефанович, – представился посетитель. – Тоже сын полка. Узнал о вас благодаря «Смене» и приехал специально на один день из Пензы, чтобы познакомиться. Возможно, пригожусь.
Клара Александровна записала адрес гостя, предложила ему заполнить анкету участника Великой Отечественной.
Затем пришел в музей заведующий детским сектором Дворца культуры железнодорожников: «Рядом живу, а узнал о вас из центральной прессы».
Не сговариваясь, одновременно подошли методисты из районных домов культуры, прибывшие в областной центр на семинар: «Нам бы послушать ваши магнитофонные записи да интересно увидеть ваши любительские фильмы...»
Особенно велик спрос на «голос Коли Печененко», человека из легенды. В поселке Артемовка под Харьковом, где живет Николай Фомич, его зовут «наш Микола», намекая на духовное родство с Николаем Островским. Перед его мужеством преклоняются все, кто лично общался с Печененко или видел любительский фильм, снятый во время пребывания в Курске, кто слышал его негромкий, спокойный голос, записанный на магнитофон.
Недавно одно из украинских издательств приняло повесть Печененко «Опаленное детство». Чтобы завершить такой труд, Николаю Фомичу пришлось исписать шариковой ручкой, зажатой зубами, семьсот (!) ученических тетрадей...
Письмо Николая Фомича особенно дорого автору очерка: «С искренним уважением к вам Николай Печененко. Вам удалось отразить судьбы детей войны, но больше всего мне понравились строки о «маме Кларе». Проделанная ею работа уникальна. Меня называют «человеком из легенды», но справедливо такое определение отнести к К. А. Рябовой. Двадцать лет она упорно ищет детей войны, на примерах их боевой юности воспитывает подрастающее поколение. Спасибо, что вы показали ее такой, какова она на самом деле. Жаль, что мало написали о ее заботах. Ведь все создано ею за счет пенсии. Пока я не увидел музея юных защитников Родины своими глазами, думал, речь идет об обычной комнате боевой славы. А увидел, неловко стало, что все это создано без моего участия».
Да, Николай Фомич своими глазами увидел музей. Хотя ох как это непросто для человека, который не может выйти из коляски. В полной неподвижности руки и ноги. И этот несгибаемый человек, привыкший улыбаться, даже когда не отпускает нестерпимая боль, задумал поехать в Курск. Близкие отказывались его понимать. Зато инженерная мысль работала четко. Вместе с коллегами, товарищами, помощниками Николай Фомич придумывал приспособления к машине, рассчитанные для дальних путешествий Пробный автопробег он совершил вместе с женой Женей по местам боев. Выдержал испытание – обрадовался: хватит сил и для Курска.
Кинопленка (автор всех любительских фильмов о музее и для музея – Григорий Кириллович Марченко, фронтовик, активный помощник К. А. Рябовой) запечатлела встречи Печененко с воспитанниками нескольких школ-интернатов и средних школ. Он не щадил себя. Клара Александровна сердцем понимала, как нелегко приходилось самому дисциплинированному, собранному и волевому из ее сыновей. Замечала, как Коля украдкой принимал болеутоляющее средство – попыталась вмешаться, оградить его от перегрузок. С какой грустью посмотрел на нее Николай Фомич: «Конечно, я могу послушаться, но если я до сих пор жив, так только потому, что нужен пока людям».
На выступление в «Смене» отозвался и москвич Александр Дмитриевич Кочетов:
«Очерк появился в номере, посвященном 65-й годовщине ВЛКСМ и 66-й годовщине Великого Октября. На торжественном вечере нашего коллектива
секретарь парткома ВДНХ СССР зачитал из очерка отрывок обо мне, напомнил, каким трудным оказалось наше военное детство, а закончил словами: «Вот так нам досталась Победа!» Многие в зале не сдержали слез. Я очень благодарен вам за память о моих боевых товарищах. Гвардии рядовой Саша Кочетов».
В почте, адресованной редакции, К. А. Рябовой, Н. Ф. Печененко и мне, автору очерка, немало писем от людей старшего поколения. Занять самую активную позицию в вопросах военно-патриотического воспитания молодежи – этот призыв партии ветераны восприняли всем сердцем.
«Дорогие товарищи! – пишет Александра Степановна Доронина-Быстрова, член КПСС с 1927 года, персональный пенсионер. – Я всем знакомым рекомендовала найти этот номер «Смены». А молодежи это надо сделать обязательно. Я участница гражданской войны, была медицинской сестрой в Первой Конной армии, у С. М. Буденного. Все четыре года провела в седле. Все время в эскадроне, на передовой. Ходили в походы сначала на белополяков, потом – на Врангеля. Прошла весь Кавказ, всю Кубань. Не женское дело – война. Но мы откликнулись на призыв В. И. Ленина: «Отечество в опасности», – не жалели ни сил, ни молодости, многие пожертвовали жизнью и защитили от врагов молодую Республику Советов. Время неумолимо. Из медицинских сестер Первой Конной в Москве я осталась одна. Помогаю в военно-патриотическом воспитании молодежи. Ребята одной тульской школы-интерната обратились ко мне с просьбой помочь создать музей Первой Конной. Сделала, что сумела. Сегодняшняя молодежь должна знать, как мы отстаивали свободу Отечества в трудный час».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.