Добрым примером в этом смысле может служить жизненная и творческая биография молодого писателя Юрия Сергеева. Геолог по профессии, он прошел всю Якутию в составе геологоразведочных экспедиций, работал начальником старательского участка на Алдане, открывал угольные залежи для нужд Южно-Якутского территориально-промышленного комплекса, был избран делегатом на самую первую партийную конференцию молодого города Нерюнгри, награжден «Знаком Почета» за трудовые достижения, являлся делегатом XV съезда комсомола. Автор двух книг, посвященных героическому труду нашего современника, он не оставляет своей работы, продолжая трудиться в геологоразведке, накапливая материал для романа «Становой хребет».
Та же творческая стабильность наблюдается в художественном опыте молодого прозаика Анатолия Буйлова, который прошел все ступени оленеводческой науки, потом работал охотником-промысловиком в тайге, трудился в бригаде известного тигролова Игната Трофимова.
Впечатления, вынесенные из этих лет, легли в основу первой книги «Большое кочевье». Это роман нравственного воспитания, в центре которого находится судьба подростка Николки Родникова, постигающего главные духовные ценности нашего времени. На днях выходит из печати второй роман А. Буйлова, «Тигроловы», который при всей экзотичности названия посвящен проблемам сугубо земным, обыденным, насущным: как сохранить тигров – этот исчезающий вид животных, как уберечь тайгу от губительного вторжения цивилизации, как выработать и утвердить гибкие, эластичные связи между человеком и природой, и – если говорить шире – книга затрагивает глубинные пласты человеческого самосознания, помогая людям осознать свою ответственность за будущее планеты.
Мы не случайно подчеркиваем животворность связи молодого художника со своей основной профессией, с тем конкретным делом, которое мы называем жизненным материалом и которое потом становится предметом художественного исследования молодого писателя. Я вспоминаю тот разговор, который вел Георгий Марков, автор «Строговых» и «Сибири», с участниками VI Всесоюзного совещания молодых писателей на семинаре прозы. Опытный наставник уделил особое внимание проблемам ранней профессионализации молодых писателей. Действительно, многие молодые художники, выпустив одну книгу, торопятся уйти на творческую работу, сесть капитально за письменный стол, расторгнув привычные связи с родным заводом, колхозом или научной лабораторией, оставив коллектив, в котором они трудились и постигали смысл бытия. Оторвавшись от привычной почвы, дававшей богатый жизненный материал и питавшей его впечатлениями, молодой литератор очень быстро остается на «голодном пайке», начинает повторяться, амортизировать впечатления и производственные коллизии, давно утратившие свою свежесть и социальную новизну.
Так наступает творческий кризис, вместе с которым приходит ощущение необязательности твоей работы, собственной ненужности людям. Начинается новый этап – болезненный процесс «самоутверждения» в литературе с помощью окололитературных приемов: стычки с редакторами – «ортодоксально мыслящими людьми, слабо представляющими суть творческих поисков», жалобы на издательство, «закосневшее в своих ориентациях на маститых писателей», апелляции к Союзу писателей СССР в связи «с упорным нежеланием редакции журнала «Юность» заметить истинное литературное дарование», попытки заручиться поддержкой любого авторитетного писателя – выбить положительный отзыв, рекомендации и пр. Только тесная связь молодого художника с жизнью народа, подчеркивал Г. М. Марков, только понимание главных помыслов и забот трудового человека, только личное участие в пересоздании жизни на коммунистических началах – только это способно обеспечить признание таланта молодого художника.
Иногда можно услышать суждение, что дело не в актуальности темы или выборе героя. Дело, мол, в качестве таланта, его самобытности, масштабах дарования. Что можно сказать по этому поводу? Ответ дает сама литературная практика: талантливый художник, обратившийся к важной, граждански очерченной теме, неизменно получает широкое читательское признание; и наоборот, одаренный писатель, занимающийся скрупулезным исследованием душевных побуждений ущербной личности, направивший свой талант на решение камерных, общественно незначительных проблем, в русло формальных художественных поисков, получит в лучшем случае снисходительную похвалу эстетствующего критика: «Да, это прекрасный стилист...» Может ли такая оценка принести нравственное удовлетворение художнику, затратившему огромные духовные усилия в поисках истины? Это не риторический вопрос, поскольку читательское признание – далеко не формальное понятие в творческой биографии писателя. Оно, это признание, всегда было бесспорным подтверждением того, что художественный поиск писателя развивается в русле социальных и нравственных ожиданий народа, что вектор творчества художника совпадает с направлением общественных интересов
Опыт издания вторых книг молодых писателей убедительно доказывает, что молодой литератор способен состояться как личность, как истинный художник только в том случае, если он реализует свое дарование не только в художественных параметрах, но сможет силою своего таланта ответить на главный наказ времени, утвердить в своем творчестве подлинные духовные ценности, выработанные обществом развитого социализма.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.