Документальная повесть
Окончание. Начало в №№ 7, 8.
Трудная жизнь в опаленном гражданской войной Крыму отразилась и на Таврическом университете. В сентябре 1920 года на первый курс физико-математического факультета поступило семьдесят студентов, а на второй семестр осталось менее десяти. Среди тех, кто выдержал удары невзгод, были И. Курчатов, Б. Ляховицкий, В. Луценко, И. Поройков, Н. Правдюк и К. Синельников. Кирилл Синельников был среди них самым «молодым» – он появился в университете зимой, в декабре, когда уже шли занятия. Первым, кто пришел на помощь новичку, был Гарик. Курчатов узнал горестную судьбу Кирилла – отец его, земский врач из Павлодара, умер в 1919 году от сыпного тифа, мать тяжело заболела острейшей формой туберкулеза, и, по уверениям врачей, ее мог спасти только солнечный, теплый Крым. Но чуда не произошло – Кирилл и его сестра Марина остались сиротами в чужом, незнакомом городе. К счастью, в Симферополе нашлись добрые люди, которые не дали погибнуть сиротам. Брат с сестрой поселились в комнатушке с холодным и сырым земляным полом, своими руками сколотили стол и табуретки, побелили стены и занавесили окно самодельной занавеской. Серьезная Марина, принявшая на себя роль хозяйки, вставала чуть свет, готовила скудный завтрак и шла на работу в Потребительском обществе, а позже в отделе трудгужповинности Наркомата труда Крымской республики. Девушка оказалась деловитой, исполнительной и очень аккуратной.
– Ты только хорошо учись, – сказала Марина брату. – А все заботы по дому я беру на себя.
С Кириллом Игорь встречался в университете, в лаборатории, библиотеке. И вот случилось так, что аккуратный Кирилл не вернул вовремя Курчатову его конспект и, смутившись, принося тысячи извинений, попросил его взять по пути у Марины. Гарик постучал в дощатую дверь хижины под соломенной крышей. На пороге появилась миловидная девушка с лучистыми глазами и твердой морщинкой у губ. Марина видела однажды Гарика с братом и, сразу узнав Курчатова, пригласила его в дом. Игорь неожиданно смутился, стал отказываться, потом решился и боком вошел в комнату.
– Ты, то есть вы... – Марина засмущалась, – простите моего Кира, он был очень занят... Впрочем, что я говорю? Вы оба заняты... Я хочу вас поблагодарить за помощь моему брату... Он много говорит о вас... Я так рада, что у него такой хороший друг...
Игорь почувствовал, как кровь хлынула к лицу. Выйдя на улицу, остановился. «Что случилось?» – спросил себя. При виде милой, скромной и умной девушки он, Игорь, смутился, и, наверное, сейчас она потешается над ним.
Но Игорь ошибался. Рассказывая брату о его приходе, Марина не скрыла, что Курчатов ей понравился.
– Нехорошо, братец, что ты не приглашаешь Игоря. Кирилл горько усмехнулся и выразительно повел глазами по убогой обстановке и земляному полу.
– Как тебе не стыдно, Кир! – возмутилась Марина. – Можно подумать, что Игорь из лордов. Сейчас всем трудно живется, а сам Игорь бог знает как одет.
Через день Марина вновь завела разговор с братом об Игоре.
– Братец, дорогой, скоро мой день рождения, пригласи своего нового друга. Сделай мне такой подарок.
– Обязательно! Обязательно! – обрадовался Кирилл.
В назначенный вечер три коптилки осветили побеленную комнатушку. Марина хлопотала у стола, нетерпеливо поглядывая на дверь. Все уже собрались, а Игоря не было.
Получив приглашение на день рождения Марины, Игорь, помучившись в одиночестве, решил поделиться с матерью. Он рассказал ей о первой встрече с
Мариной. Теперь... теперь сама Марина пригласила его на домашний праздник... Как ему быть? Что делать?
Мария Васильевна все поняла и порекомендовала сыну обязательно принять приглашение.
– Поднеси Марине подарок...
– Подарок? Какой? Где я его возьму?
– У тебя, Гарик, есть хорошая картина, которую ты сделал лобзиком. Помнишь?
Завернув в газету свой подарок, Игорь вышел из дома стремительно. Прижимая к себе картину, шагал быстро и уверенно. Но по мере приближения к дому Синельниковых шаг его становился медленнее.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.