Мастер и Маргариты

Юрий Родин| опубликовано в номере №1377, сентябрь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Восемь лет назад в «Комсомольской правде» была опубликована статья академика-секретаря отделения педагогики и психологии профтехобразования АПН СССР Сергея Яковлевича Батышева под весьма ярким «профориентационным» названием «По тети-Маниной рекомендации». Автор ратовал за создание единой государственной службы профориентации. Как это ни прискороно, но до сих пор ни одно из положений этой статьи не устарело.

Недавно я снова беседовал с С. Я. Батышевым. Как он представляет себе «исходную модель» центра профориентации? В ответ академик просто рассказал о работе консультационных пунктов, каких в социалистических странах действуют тысячи. Преподаватели школ обращаются туда за советом к специалистам по профессиональной ориентации. Кстати, ни один наш университет таких специалистов пока не готовит. Ученики школ не просто получают в таких пунктах предложение сосредоточить свое внимание на той или иной профессии, но и проходят тщательное обследование у врачей и психологов. Результат – рекомендации настолько солидные и обоснованные, что не считаться с ними просто нельзя.

Разумеется, эти рекомендации не ограничивают бесповоротно перспективы школьника. Но они достаточно полно и объемно вскрывают его индивидуальные возможности и определяют их границы.

Не будем кривить душой – конечно же, профессия летчика чаще будет более притягательной для молодых, чем профессия облицовщика-плиточника. Она всегда будет привлекать к себе не только тех, кто может стать летчиком, но и тех, кто по своим данным не может быть им.

В этом случае задачей профориентации должно стать честное и объективное обследование здоровья и психологических особенностей личности молодого человека и выдача ему реалистической рекомендации. Прислушаться к ней и не пробовать стать летчиком или все-таки попытаться поступить в летное училище – это уже будет делом личным. Но все же, как показывает опыт, девять из десяти человек, которым будет рекомендовано не ходить в летчики, поверят и последуют совету.

Что же происходит сейчас?

Приведу цифры, с которыми меня ознакомил академик С. Я. Батышев. Исследованиями установлено: 15 процентов выпускников ПТУ – всех профилей! – меняют профессию сразу же. Почему? А знаете ли вы, что около 20 процентов молодых людей не могут работать на высоте? Более 25 процентов – на работах, так или иначе связанных с использованием мелких деталей и инструментов? Есть немало других случаев, когда совместимость человека и профессии определяется не его благими пожеланиями, а возможностями, заложенными в нем от природы. Скажем, в нашем конкретном случае с облицовщиками-плиточниками не менее 10 процентов учащихся не смогут работать по специальности только из-за аллергических заболеваний, связанных с использованием тех или иных стройматериалов. И самый великолепный мастер производственного обучения не в силах тут что-либо изменить.

Как важно узнать это заранее, еще до поступления в ПТУ!

При научно обоснованной профориентационной работе большую часть молодых людей, вынужденных ежегодно менять специальность, можно было бы избавить от такой беды. Мне очень хотелось бы сказать – всех. Но истина дороже. Научная профориентация не панацея. И совсем не единственный способ влиять на судьбы молодых рабочих. Эти судьбы зависят, и в большой степени, от того, с какими мастерами и преподавателями встретятся ребята в училищах. Наверняка многие из них не спешили бы расстаться с профессией строителя, например, если бы труд на строительных площадках был более механизирован, четче организован. Увы, положение с малой механизацией в строительстве уже многие годы остается стабильно и безнадежно тревожным. По-прежнему полновластный хозяин на многих стройках – ручной труд. Тот самый, который только отталкивает молодых.

Но вступать в рабочую жизнь молодые должны все-таки именно через систему научной профориентации. Именно она закладывает надежное основание рабочей судьбы.

Но, может быть, я говорю о вещах дорогих и нерентабельных, так сказать, о компьютерной приставке к колуну? Однако Сергей Яковлевич Батышев, к авторитету которого я прибегаю, на это сказал:

– Выгоды грамотной, научно обоснованной профориентации с созданием специализированных пунктов очевидны. Экономисты подсчитали, что работа таких учреждений (с участием врачей, психологов и специалистов по профориентации) могла бы сократить не менее 25 процентов затрат на обучение рабочих. Затраты на такую, настоящую профориентацию, как бы велики они ни были, не превысят двух процентов от той же суммы.

...Жаль, не всех девушек и ребят из группы 22 видел я на занятиях по профессии. Но в тех, кого видел, уже была заметна та хватка настоящих мастеров, которая всегда завораживает.

– Ну, как вам мои Маргариты? – улыбнулась Валентина Степановна. – Нравятся?

– Здорово работают, – ответил я честно. – Только...

Только вот не шли у меня из памяти эти ошеломляющие цифры: лишь четверть всей группы останется в специальности, которую группа сейчас так успешно осваивает. Валентина Степановна постаралась меня успокоить: по ее наблюдениям, будут верны профессии облицовщика-плиточника больше половины ребят. И все же... Будь эти ребята «просеяны» задолго до поступления в ПТУ через систему научной профориентации, таких обескураживающих заявлений приходилось бы слышать значительно меньше.

А работают они уже сейчас действительно здорово. Этого не отнимешь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере