Антанас Чеснулис работал трактористом в питомнике Друскининкайского лесхоза. Никто не умел так прилежно регулировать машины и механизмы, как он. Пышно зеленели в питомниках посеянные и ухоженные им ряды сосенок, через его противопожарные полосы никогда не проходил нижнеярусный лесной пожар. Что делал – делал хорошо.
Однако никто не подозревал о скрытом в нем таланте художника, о том, что Антанас три года посещал отделение живописи Вильнюсской государственной средней школы искусств. Но вот построил он себе красивый дом и сам изготовил мебель: столы, шкафы, кровати, табуреты, уютно украсил дом оригинальными люстрами, художественными карнизами, занавесями. Все сделал сам.
Когда в лесничестве построили домик для лесников и когда, осваивая его, почувствовали нехватку рабочих разносторонних способностей, пригласили Чеснулиса.
С Антанасом было легко работать: с полуслова понимал, что нужно делать, и благодаря его художественной интуиции каждая вещь к своему месту прекрасно подходила, на работу его приятно было взглянуть. Посетителей радовали изготовленные Антанасом светильники, лавки, столы, табуреты. Чем дальше, тем сложнее работы поручали мастеру. Из сосновых наростов изготовил он художественные футляры телефонных аппаратов, сделал массивные деревянные заслоны... Много труда приложил, складывая из кривых сучков окна сувенирного киоска...
Изобретательный Антанас успевал всюду: показывал фильмы, ремонтировал аппаратуру, электропроводку и здания, ковал, рисовал, сваривал металл и резал по дереву.
В «Лесном эхе» была устроена первая авторская выставка Чеснулиса. Портреты, экслибрисы, деревянные барельефы, светильники, скульптуры. Первая крупная его работа – скульптурная группа по мотивам литовской народной сказки «Ель – королева ужей». Особенно много поисков форм выразительности пришлось на фигуры Эгле, Ажуоласа, Дрябуле.
Скульптуры так органично вписались в красоту парка, что без них, казалось, не было бы того глубоко эмоционального настроения в «Лесном эхе».
У Антанаса много дел. Надо оформить стенд, изготовить сувенир, исполнить экспонаты для ВДНХ СССР, оформить интерьер зала или холла, написать красивым шрифтом объявления, плакаты, указатели, буклеты выставок... Антанас отдавал этому все свободное время. Работа выполнялась не только в срок, но и, как говорится, сама себя хвалила. Такой уж душевный человек наш Антанас.
Молва о способном мастере быстро распространилась по всей республике. Антанас стал украшать не только родной питомник. Для Паневежского производственного объединения лесного хозяйства изготовил стол лесоруба; Пуняйскому бору – скульптуры воина и жреца; Лаесляйскому колхозу – монументальный столб.
Мы радовались, когда Чеснулиса впервые пригласили участвовать в семинаре – сборе народных умельцев. На первом семинаре Антанас создал и подарил Литовскому национальному парку скульптуру ковщика быка. Позднее на семинаре создана и подарена детскому саду колхоза имени А. Снечкуса красивая работа «Два петушка». Каждый год Антанас участвует в семинаре Общества народного искусства на Куршской косе и снова творит и трудится...
Чеснулису присвоено почетное звание народного мастера. Он полон творческих замыслов, молод энергичен, трудолюбив, поэтому у тридцатилетнего художника, как говорится, самые зрелые работы еще впереди. Пусть сопутствует успех этому талантливому мастеру в украшении родины деревянными скульптурами.
Перевела с литовского Данголе Бальчунайте.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.