Не доставайте театральные билеты по знакомству – честно выстаивайте свое в очередях. Окупится: чем длиннее очередь, тем увлекательней беседа.
У кого больше шансов на пляжное знакомство: у женщины в роскошном купальнике или у ее более чем скромной подруги, но с шахматной доской? Играйте в шахматы!
О самодеятельности речь уже была, даже скромные таланты клубной сцены не страдают от нехватки поклонников.
Ходите на диспуты, на читательские конференции: споры, начатые в зале, порой кончаются в загсе.
Но, помогая судьбе, не прислуживайте ей. Ходите в театр ради театра, гоняйте на велосипеде ради чувства скорости, заплывайте в море ради моря, спорьте на диспутах ради истины. Живите своей жизнью, делайте свое дело, а Фортуна пусть делает свое...
Ну, а если все равно не повезет? Тогда останется утешаться тем, что жизнь ваша стала вдвойне богаче.
Но скорей всего повезет. Ибо трудно знакомиться только с безликим человеком. С интересным легко.
Поэтому пойте в концертах, пишите пейзажи, играйте в шахматы, приручайте водные лыжи, охраняйте природу – помогайте судьбе!
Служба знакомств развивается главным образом в крупных городах. Здесь больше клубов, здесь чаще вечера, здесь публикуются объявления.
А теперь зададим себе вопрос: зачем горожанину служба знакомств? Чабан, охотник, лесоруб – тут все ясно, они по роду профессии оторваны от человеческой массы. Но зачем служба знакомств обычному горожанину, чьи дни проходят в людской толчее? Не умеем выбрать без помощи клубной анкеты или массовика-затейника?
Нет, причина иная. Не умеем знакомиться. Элементарно не умеем знакомиться.
Женщина, письмо которой я уже цитировал, умная и прекрасно владеющая словом, пишет: «Возраст у нас такой, что на танцы не пойдешь».
Ладно, допускаю – в сорок пять на танцах неуютно. Но при чем тут танцы? Вдумайтесь только – при чем тут они? Речь-то идет не о танцах, а о знакомстве! Когда-нибудь малоэрудированный потомок просто не уловит связь.
Мы эту связь улавливаем мгновенно и без вопросов. Потому что великолепно знаем, что танцы существуют не столько для того, чтобы танцевать, сколько для того, чтобы знакомиться. А почему? Потому что на танцах знакомиться можно. На улице нельзя. В трамвае нельзя. Зато на танцах можно.
Свободные люди, всеобщее среднее образование. Чехова изучали, разбуди среди ночи, моментально назовем столицу Непала: Катманду, и только Катманду! Но какие же при этом рабы жалкой и бессмысленной условности...
Впрочем, может, я зря так сурово? Может, есть какой-нибудь смысл? И не напрасно идет из прошлого именно такая разрешающая традиция?
Век или два назад некий смысл действительно имелся. Барышни из благородных семейств отлавливали женихов на балах, то есть как раз на танцах, и знакомство под мазурку имело решающее преимущество перед уличным и даже, например, театральным. Почему? Да потому, что гарантировало определенное сословное равенство. На танцы попадали лишь приятные и званые, купецкий, а тем паче крестьянский сын в это избранное общество проникнуть никак не мог. Только свой круг!
Нынче сословий нет, круги потеряли ясность очертаний, на любые танцы может прийти любой. Балы атомной эры никакой избранности не гарантируют. А традиции остались!
Общественное неодобрение уличных знакомств вроде бы и сегодня имеет свой резон. Ведь такое знакомство безответственно: ни соседей общих, ни сослуживцев, ни друзей, сегодня встретились, завтра разошлись – словом, можно позволить себе и кое-что непозволительное, осудить все равно некому, как бы ни аукнул, никак не откликнется. Неприятие случайных знакомств ограждает женщину от навязчивости, от риска, ставит перед искателем приключений определенный барьер. И, похоже, не зря к традиционным женским доблестям причисляют умение резко отшить уличного приставалу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Продовольственная программа: горьковские автомобилестроители – селу
Повесть. Продолжение. Начало в №№ 17 – 20