Есть в этом нечто от искусства

Армен Джигарханян| опубликовано в номере №1379, ноябрь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Футбольный клуб «Надежда»

То, что в нашем театре имени Маяковского есть своя команда, болельщикам, вероятно, известно – об этом писали. Так вот недавно ее капитан, вратарь и заслуженный артист РСФСР Александр Мартынов, центрфорвард и заместитель директора театра Александр Гольдман, капитан наших болельщиков и заслуженная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола Наталья Гундарева и я, как меня называют наши актеры-футболисты, «играющий тренер», были приглашены в Новогорск к сборной СССР. Мне кажется, встреча была интересна для обеих сторон, запомнилась и гостям и радушным хозяевам.

Сейчас многие признают сближение искусства и футбола. Их схожесть, на мой взгляд, не только в том, что и то и другое – зрелище. У футболистов век короче. Век актерский, конечно, дольше. Но настрой на игру, как и на спектакль, – процесс одинаково сложный, всегда заслуживающий особого внимания.

Мне кажется, параллель в том, что и на сцене и на футбольном поле происходит обнажение человека на физическом и нервном пределе. По выражению лица можно понять их всепоглощающую задачу. Они живут ради выигрыша: футболист – у другой команды, актер – у зрителей. Во что бы то ни стало. Ценой перенапряжения сил. Даже ценой потери себя на какое-то мгновение... Это – проявление! Именно в этом смысле футбол может быть прекрасен. И тогда он, как и искусство, приносит победу и над зрителем, который ее и жаждет.

Но точно так, как и в искусстве, едва игрок начинает беречь себя, не тратить все душевные и физические силы, он становится неинтересен. Неинтересен даже не потому, что перестает забивать голы, просто он уже не личность. Играла однажды сборная Голландии во главе с Круиффом – никогда не забуду того памятного матча. Круиффу передали мяч, а он, стремительно рванувшись, оказался в офсайде. Свисток арбитра застал его в редкостной, головоломной ситуации, такой, что Круифф не мог не закончить ее и не забить гол. И он это сделал: обманув вратаря, влетел в ворота с мячом, вскочил, схватил мяч и, похлопав вратаря по плечу, извинился перед ним. Его тогда все простили, в том числе и судья. И я понял, что Круифф – художник в футболе. Тот гол необходимо было дорисовать. Вот что прекрасно в жизни футболистов: им дано выражать себя!

Меня часто спрашивают, в том числе во время той встречи в Новогорске с игроками сборной СССР, о нынешнем состоянии советского футбола, с точки зрения заинтересованного болельщика. Знаете, кто-то сказал, что «звезды», сжигая себя, освещают нам путь. Вполне уместно это и в футболе. Насколько я понимаю, мельчает наш футбол. А может быть, это извечный спор отцов и детей? Вспоминаю кумиров своей юности: Симонян, Нетто, Стрельцов, Воронин. Сейчас таких или похожих на них не вижу. У Чехова в «Чайке» есть фраза: «Да, больших артистов мало, но средний артист стал выше». Наверное, ее можно употребить, и характеризуя сегодняшний футбол на наших стадионах. Жаль только, что в спорте срок, отведенный исполнителю, очень короток. В искусстве люди живут десятилетиями, а в футболе 10 лет – это уже эпоха. Сегодня мои дети, студенты, не знают толком, что стоит за фамилией Яшин. А ведь он прямо-таки новая эра в футболе. На мой вкус, «звезда» – это еще не тот игрок, который хорошо бегает и забивает голы, а тот, кто создает вокруг себя особый климат. Беккенбауэр, Нетто, Стрельцов играли так, что, если бы их загримировать до неузнаваемости, болельщик все равно «по почерку», по влиянию на картину матча угадал бы их.

В одной из статей писатель Вениамин Каверин говорил, что среди движущих сил прогресса есть стремление людей собеседовать. Литература, телевидение, театр, кино – это, несомненно, собеседование. Так же можно отозваться и о футболе. Он тоже собеседование на каком-то своем уровне, в сфере особых человеческих проявлений. В футболе главное – интрига: кто сильнее, кто удачливее. Во время матча я слежу прежде всего за интригой. Но даже если показывают видеозапись и результат известен, все равно с интересом слежу за игрой...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В отпуск с рюкзаком

О некоторых проблемах отдыха молодежи

Грузовик широкого профиля

Продовольственная программа: горьковские автомобилестроители – селу