Беседа о шахматах длиной в два года
Летом 1981 года в «Смене» был напечатан очерк «Семнадцатилетний капитан» о молодом бакинском гроссмейстере Гарри Каспарове. Очерк заканчивался пожеланием председателя Федерации шахмат СССР, дважды Героя Советского Союза Виталия Ивановича Севастьянова как можно чаще наблюдать встречи двух замечательных советских шахматистов Анатолия Карпова и Гарри Каспарова (перед выходом журнала они сыграли три партии и все вничью). И вот 10 сентября 1984 года наши гроссмейстеры начнут матч за звание чемпиона мира.
Путь Каспарова к этому матчу был стремителен. На протяжении всего претендентского цикла авторы материала неоднократно беседовали с бакинским гроссмейстером. Записи этих бесед мы и предлагаем читателям журнала, которому когда-то давал интервью и юный Анатолий Карпов, тогдашний претендент на лавровый венок.
Летом 1982 года мы передали по каналам АПН за рубеж: «Успехи 19-летнего бакинского гроссмейстера Гарри Каспарова, чей рейтинг (2660 по системе Эло) сейчас второй после чемпиона мира, привлекают внимание всех любителей шахмат. Похоже, что на этого высокого, широкоплечего юношу (рост 178 см, вес 68 кг) авторитеты никакого действия не оказывают. Блестящая победа Каспарова на турнире 14-й категории в Бугойно (Югославия) лишний раз укрепляет в этом мнении».
Претендентский цикл начинался в июле 1982 года в Пас-Пальмасе (Испания), еще два межзональных турнира стартовали в августе и сентябре в Мексике и Москве Мы попросили Г. Каспарова дать прогноз: кто выйдет в следующий круг отбора претендентов?
– Тимман (Голландия) и Псахис (СССР) в Лас-Пальмасе; Полугаевский (СССР) и Сейраван (США) в Мексике; Белявский и Каспаров в Москве, – ответил Каспаров, и как видите, исключая свой турнир, ничего не угадал: успеха добились Смыслов, Торре (Филиппины), Рибли и Портиш (Венгрия).
– Когда вы начали подготовку к межзональному турниру?
– Я начал ее с первых дней июля. В июне был занят экзаменами в институте (Каспаров – студент английского факультета Института иностранных языков, сейчас он перешел уже на пятый курс). В течение десяти дней сдал пять экзаменов и не пропустил ни одной телетрансляции с чемпионата мира по футболу.
– Один из ваших преподавателей сказал, что вы за день великолепно подготовились и практически знали наизусть два учебника?
– Он преувеличивает, хотя на память пока не жалуюсь. Дело в том, что предпочитаю заниматься не только по учебникам, но и максимально использовать справочную литературу. Если я обычно встаю в половине девятого, то в день экзамена – в шесть утра и повторяю весь материал.
– Есть ли секреты в вашей шахматной подготовке?
– В конкретно шахматной – секреты есть. А в общих чертах рассказать могу. На два месяца я уеду в Загульбу (курортное место на берегу Каспийского моря в 45 километрах от Баку). Там в пансионате начну разбирать шахматные партии. Буду много плавать, правда, я обещал маме, дальше, чем на 800 метров, в море не заплывать, играть в футбол. И, конечно, возьму свой любимый велосипед. Фирма «Пежо» подарила мне гоночную машину. Я разгонялся на ней до 50 километров в час. Во время шахматных тренировок слушаю песни Аллы Пугачевой и Владимира Высоцкого.
– Это не имеет прямого отношения к шахматам. А что конкретно будет связано с ними?
– Буду изучать всю выпущенную за последние годы шахматную литературу. Плюс ежедневный разбор собственных партий, в основном неудачных.
– Как вы относитесь к постоянным разъездам?
– Здесь вступает в силу закон диалектики о единстве и борьбе противоположностей (гроссмейстер только что сдал экзамен по философии). Мне нравится знакомство с новыми городами, но я скучаю по дому. Один раз меня не было в Баку пятьдесят пять дней, думал, что не выдержу, брошу все и вернусь.
– Что вы сейчас читаете?
– «Историю французской революции» князя Кропоткина. История навсегда останется моим самым любимым занятием после шахмат.
Спустя три месяца после этого интервью, в конференц-зале гостиницы «Спорт» на Ленинском проспекте начался московский межзональный турнир. Здесь прогноз Каспарова полностью оправдался, и в следующий этап он вышел вместе с Александром Белявским.
Первый наш вопрос победителю касался его шансов в дальнейшей борьбе. Мы, как и многие корреспонденты, вспомнили слова 22-летнего Анатолия Карпова: «Это не мой цикл», – и ставшего спустя восемь месяцев чемпионом мира.
– Сейчас мне трудно говорить о своих шансах, но повторить высказывание чемпиона не могу, ибо это значило бы покривить душой: я считаю, что могу продолжать борьбу за шахматную корону. По-прежнему глубоко убежден, что соперником Карпова станет шахматист молодого поколения. Шахматисты моложе 35 лет составили более половины участников цикла впервые за много лет. Несмотря на опыт шахматистов старшего поколения, шансы молодых выше. На их стороне честолюбие, физическая сила и крепкие нервы. Однако проблема отцов и детей надуманная. Потому что в шахматах нет возрастных барьеров. Пример Василия Васильевича Смыслова показывает, что годы не помеха.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Политический детектив