Как в некоторых первичных организациях выполняются комсомольские постановления
Комитетам комсомола во главу угла надо поставить улучшение стиля, форм и методов работы комсомола. Постоянно руководствоваться указанием т. Черненко К. У. о том, что сущность этой работы, с одной стороны, – повышать организованность, порядок, дисциплину в рядах ВЛКСМ, а с другой – развивать инициативу и активность комсомольцев.
Из постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи».
В Псков я приехал в один день с ветеранами 14-й воздушной армии. Умытый ночным дождем древний город сиял яркой зеленью, ослепительной белизной старинных звонниц и соборов.
В десять утра с Николаем Ивановым, первым секретарем Псковского горкома комсомола, мы были на встрече ветеранов с юными следопытами школы № 10. Эти мальчишки и девчонки, знающие о войне лишь по рассказам и кинофильмам, стали подлинными летописцами армии, освобождавшей их родной город: ведут активную переписку с фронтовиками, открыли в своей школе отличный музей боевой славы.
Не впервой на псковской земле многие бывшие летчики, стрелки, техники, связисты. Некоторые из них сорок лет назад видели Псков лишь с самолета – руины, надолбы вражеских укреплений. Теперь приехали сюда, чтобы вспомнить события грозного 44-го года, поклониться товарищам, павшим в тех тяжелых боях. Обо всем этом ветераны рассказали на торжественном митинге, на уроках мужества.
Интересно было пройтись по улицам Пскова с Николаем Ивановым: он коренной пскович, знает историю чуть ли не каждого дома, ему знаком тут любой закоулок. Издавна Псков делится на три части: собственно город с Кремлем и старыми крепостными стенами и заречные районы – Завеличье (за рекой Великой) и Запсковье (за рекой Псковой). Это историческое, а не административное деление. Тут в отличие от других больших городов нет райкомов комсомола. Всю комсомольскую работу в двухсоттысячном городе направляет горком ВЛКСМ с его скромным штатом, когда на одного инструктора приходится по полсотни «первичек». И потому совершенно естественно, что говорили мы с Николаем главным образом о наболевших комсомольских проблемах, о том, чего недостает пока городской молодежи для полноценного труда и отдыха.
Не просто горкомовцам охватить все и вся. При таких условиях вдвойне важно не распыляться, а найти опорные точки приложения сил, главное звено, обеспечивающее общий успех. Важно наладить работу, говоря ленинскими словами, без нелепой суматохи, бестолочи, зряшной суетливости, без попыток отдельных «вождей» браться за 20 дел и ни одного не доводить до конца.
Современный Псков – промышленно развитый город, каждый третий рабочий здесь – молодой чело век, комсомолец. А вот в КМК объединены всего лишь пять (!) процентов работающих юношей и девушек. Просто мизерная цифра! К тому же, как сказал Иванов, число КМК в последние два года не растет, а, наоборот, кое-где сокращается. Расформированы, к примеру, молодежные бригады на заводе зубчатых колес, в строительном тресте.
Учитывая эту тревожную тенденцию, а точнее, в надежде как-то переломить ее горком комсомола созвал в январе специальный пленум, посвященный укреплению имеющихся и созданию новых комсомольско-молодежных коллективов.
Вопрос очень важный. Ведь хорошо известно, что КМК – это и опора комсомола в любом начинании и решение целого комплекса проблем труда, отдыха, учебы, повышения общественно-политической активности молодежи. Развивать движение комсомольско-молодежных коллективов, поднимать их авторитет и роль в воспитании юношества – эта задача подчеркнута в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи». Так что горком взялся за дело, которое может стать как раз тем главным звеном, где сфокусируются все его усилия.
В докладе увидел такие строчки: «Еще на прошлом пленуме делегат XIX съезда комсомола, член бюро горкома ВЛКСМ наладчик объединения «Псковхимлегмаш» Владимир Иванов (везет же Пскову на Ивановых!) рассказывал об интересных формах закрепления молодежи в своей бригаде, больших возможностях коллективного воспитания. Но, – читаю дальше, – разве эти вопросы волнуют только бригаду наладчиков?»
Мне захотелось встретиться с самим Владимиром. Правда, в цехе нам побеседовать не удалось. Подошел мастер, сказал: «Володя, надо срочно...» Иванов направился не к станку, а к лестнице, ведущей на мостовой кран, – в эти дни он осваивал еще одну, третью по счету смежную специальность.
Договорились встретиться в горкоме комсомола. И вот Владимир уже не в спецовке, а в светлой сорочке, в темно-синем костюме, облегающем его ладно сбитую фигуру. Наш разговор только начался, а Володя уже посматривает на часы: скоро заседание депутатской комиссии, ему надо быть там – второй раз избирают молодого наладчика депутатом Псковского городского Совета.
– Раньше мы были каждый сам по себе, на работу идти не хотелось, – вспоминает он, улыбаясь в рыжеватые усы. – А теперь мы как одна семья. Верите, в цех утром иду, как на свидание. Вчера только расстались с ребятами, а уже соскучился.
Слушаю Иванова и где-то внутренне возражаю ему. Ну, что тут, казалось бы, необычного? Работают на участке восемь парней, сошлись, что называется, характерами, помогают друг другу, не забывают поздравить товарища с днем рождения, собираются по праздникам за одним столом. Что еще?.. Спортом, конечно, увлекаются
Вроде бы ничего особенного – нормальная жизнь, обычная работа... Но подумалось: а разве этого мало, когда ты общаешься с близкими по духу и интересам людьми? Разве не теплеет на сердце, когда кто-то из сослуживцев ненавязчиво спросит, как дела, как настроение? Чаще отвечаешь коротко и бодро: «Нормально». А бывает... Что говорить, всякое бывает.
Вот и в комсомольско-молодежной бригаде, где работает Иванов, новички обретают нередко то, чего не могли найти в других, о чем лишь читали в газетах. Проходили тут практику две девушки из ПТУ – Лена Котова и Лена Бурцева. Смешливые, стеснительные. И, как оказалось, обе не комсомолки. Всего два-три месяца работали они в бригаде. Вместе с ребятами были и в подшефной школе (Володя Иванов – еще и командир педотряда), и на стадионе, и на семейном торжестве. Присутствовали и при нелицеприятном разговоре, когда один из членов бригады не выполнил норму. «Только тут мы по-настоящему поняли, что такое комсомол», – признались, расставаясь с бригадой, девушки. Теперь обе Лены в рядах ВЛКСМ.
А вот Сережа Михайлов, тоже выпускник профтехучилища, после армии вернулся в бригаду: два года, пока служил, переписывался с комсомольцами КМК. Для сравнения заметим: на «Химлегмаш» возвращается после службы в армии только каждый третий выпускник ПТУ.
Опыт бригады рассматривался на пленуме как пример удачного решения проблем трудовых коллективов. Разумеется, из 190 псковских КМК не только эта достойна внимания и похвалы. На пленуме говорилось и о других крепких, дружных комсомольско-молодежных бригадах. Только отдельные, пусть и яркие примеры, конечно, погоды не делают. Скорее наоборот: выпячивание редких достижений затушевывает, сглаживает остроту проблемы, скрашивает серьезные недостатки. К чести горкома, разговор на пленуме шел больше о нерешенных вопросах.
Острой критике подверглась комсомольская организация объединения «Псковхимлегмаш». Комитет комсомола здесь имеет права райкома. На предприятии. выпускающем машины для обработки льна и химических волокон, трудится более пятисот комсомольцев, около тысячи молодых рабочих 236 бригад на заводе, а комсомольско-молодежная всего одна – та самая, в которой работает Володя Иванов. И такой «удельный вес» комсомольско-молодежных коллективов не только на данном предприятии Совершенно правомерным поэтому показался основной пункт постановления пленума, разосланного во все первичные организации, который гласит: добиваться создания новых КМК.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.
Политический детектив