Под сенью Белого орла

П Ласоцкий| опубликовано в номере №31, июнь 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

НИГДЕ, ПОЖАЛУЙ, так не свирепствует белый террор, как в Польше. Всем известны факты массовых арестов, истязаний агентами польской буржуазии арестованных, конфискации и закрытия всех истинно пролетарских газет, закрытие профсоюзов, просветительных клубов, и т. п., не нравящихся полиции или ее идейным помощникам - польским социалистам из ППС. Известны тысячи других фактов подавления революционного движения как пролетарского, так и угнетенных национальностей в Польше.

Такова грустная « польская действительность».

При всех этих диких преследованиях польская полиция не только не щадит молодежь, но, наоборот, опасаясь активности, боеспособности, все увеличивающегося влияния Комсомола в Польше, сосредоточивает, всю энергию, чтобы задушить революционное движение молодежи.

Всем известен факт мученической смерти нашего молодого тов. Энгеля, убившего провокатора. Этот факт не одиночен.

В течение последнего полугодия преследования еще более усилились. Произведена попытка еще сильнее урезать права политических заключенных, выразившаяся в стремлении уравнять их в правах с уголовными, т. - е. лишить права свиданий без решеток, чтения газет, книг и т. д. Это вызвало во всей стране ряд голодовок. Власти не уступали. Не даром прокурор говорил голодающим товарищам, преимущественно молодым рабочим, на 11 - й день голодовки в Мокотове: « Можете еще несколько месяцев голодать, но ничего не добьетесь».

Во время одной из таких голодовок в конце 1924 года, на 7 - й день ее, погиб наш молодой товарищ варшавский металлист Ром Гродзицкий.

В то же время полиция, видя развернувшуюся энергию и гибкость союза в выступлениях 7 и 21 ноября, памяти Ленина, Либкнехта и в защиту депутата Ланцуцкого, начинает арестовывать направо и налево. С помощью платных провокаторов ей удается арестовать 200 слишком товарищей. Арестованные были подвергнуты нечеловеческим пыткам, получившим гласность, благодаря запросам коммунистических депутатов. Преданный в Домбровском бассейне в конце 1924 г., впоследствии убитым провокатором Каминским (об этом ниже), 26 - ти летний шахтер Фр. Колодзей был избит железными палками по спине и по ногам так сильно, что потом в течение недели все его тело было покрыто кровоточащими ранами и он принужден был спать на животе. Арестованного в Седлецком округе в феврале 1925 года Людвига Мышкевича также в течение целых часов били по ногам. Когда он терял сознание, его обливали водой и снова пытали.

Привожу несколько отрывков из запроса коммунистических депутатов:

« На этих днях были арестованы в Стрые, - молодые рабочие: Бехер - 17 - ти лет, Штейнер - 20 - ти лет, Гросман - 19 - ти лет, Гоннер - 16 лет, Улява - 16 лет, Кельнер - 20 - ти лет. Аресты последовали по доносу секретаря профессионального союза, пепеэсовца Кровицкого, который является осведомителем дефензивы. Всех их, а особенно Бехера, невероятно избили в полиции. Состояние Бехера, вследствие избиения, таково, что его трудно даже узнать. Бехера и товарища его избил шпик Охендушко, атлет, сильными кулаками которого полиция пользуется при « следствии».

Мы приводим только некоторые факты. Привести все, конечно, невозможно. Избиения превратились в Польше в систему. Бьют всех, особенно молодых рабочих. Бьют, чем попало: палками, саблей, револьвером. Бьют по всему телу, не исключая лица. Бьют все: полицейский комиссар и начальник охранки. Все одинаково безответственны, когда идет дело об избиении коммунистов. Рука руку моет. Посмотри и, что пишет буржуазный адвокат Домбровский в легально изданной в 1924 году брошюре:

« Избиение виновных, а иногда ошибочно подозреваемых - представляет собой составную часть нашей системы управления, с общего согласия, а иногда и с одобрения некоторых вельмож».

« Избиение палками по пяткам, сжимание клещами пальцев, выбивание зубов и раздавливание ногтей, наряду с ломанием ребер - являются... общественным методом».

Не так давно рабочие всего мира были потрясены ужасающим убийством на границе двух польских революционеров - офицеров Багинского и Вечоркевича. Чуть ли не одновременно произошла выдача буржуазному суду коммунистического депутата тов. Ланцуцкого и удушение ядовитыми газами двух молодых шахтеров в Домбровском бассейне. Как произошел последний факт?

Однажды, в двенадцать часов дня, на одной из наиболее оживленных улиц Заглембя, несколькими выстрелами был убит провокатор Каминский, о котором мы упоминали выше. Несколько дней спустя полиция окружила дом, где скрывались два молодых шахтера, убившие провокатора, Пилярчик и Гайчик. Первому было 23 года, второму - 22. Полиция начала обстрел осажденных, который продолжался 7 часов. Молодые борцы с необычайным мужеством защищались, отстреливаясь в течение семи часов. Но полицейские, не будучи в состоянии взять этих героев с бою, прибегли к самому подлому средству: наполнив квартиру ЯДОВИТЫМИ газами, они удушили обоих революционеров. Товарищи, распевая между выстрелами Интернационал и бросая революционные возгласы, защищались до последней минуты.

В последние дни, в конце марта и в начале апреля, в Варшаве рассматривалось дело арестованных два года тому назад 13 - ти рабочих и интеллигентов, которые подозревались в участии на съезде Комсомола Польши. Часть арестованных бежала или скрылась. Оставшиеся, хотя подсудимым грозили тяжелые приговоры, не испугались буржуазных судей и энергично выступали на суде, произнося прекрасные смелые речи.

Приводим отрывок из одной из речей:

« Я узнал, что независимая Польша, возникшая в 1918 году, есть государство, опирающееся на нужду и эксплуатацию трудящихся масс, с одной стороны, и неслыханный гнет - с другой стороны. И именно поэтому я поставил перед собой вопрос: пойти ли с теми, кто представляет нынешнюю Польшу, Польшу эксплуатации и угнетения, или стать на сторону борющихся за создание новой Польши, Польши рабоче-крестьянской. Господа судьи, я уже два года сижу за это в тюрьме и не один еще год буду сидеть. Я знаю и знал, когда вступал в Коммунистический Союз Молодежи, что принадлежность к этому союзу связана со многими неприятностями и большими опасностями. Тем не менее, я в союз вступил» .

В результате 13 обвиняемых приговорены в общей сложности к 60 годам тюрьмы. Но после каждого такого приговора молодежь в еще большем количестве собирается вокруг своего единственного защитника - Комсомола Польши, который продолжает неумолимую борьбу, несмотря на то, что 600 с лишним молодых товарищей сидят по тюрьмам, застенкам и все новые десятки и сотни их населяют камеры казематов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены