У одной из девушек мать живет на фабричной окраине. Она к ней не ходит, дома ей скучно. Тогда мать сама приходит навестить свою дочку. Она жалуется:
- Скучно с ней, надоела мне моя старая мамуля!...
Сохранили свою связь с семьей лишь двое, недавно пришедшие в общежитие. И они скоро расстанутся с семьей, скоро затянет их комсомольский клуб, и они перестанут вспоминать свой дом. У них будет другой дом и другая семья - комсомольская.
Из других вопросов интересен момент отхода от религиозных предрассудков. В общежитии сейчас живут только безбожники. Есть еще одна, у которой крестик на шее, и она не может с ним разлучиться. Все остальные окончательно, бесповоротно порвали с религиозными пережитками прошлого. Нелегко было отойти и порвать с этим прошлым, с религией. В мастерские и в общежитие почти все пришли, настроенными резко против комсомола за его отношение к религии. Только маленькая кучка комсомолок каждодневно вела мужественно агитацию среди девушек. Над этой кучкой девушек - комсомолок смеялись.
Теперь время шуток в ином направлении. Смеются над своими бывшими религиозными предрассудками. Агитация не осталась безрезультатной.
Многие из нас, вспоминает собрание, пришли в общежитие с ненавистью к другим национальностям. Особенно татар, китайцев и евреев.
В первые дни своего прихода в общежитие вместе со всеми поселилась в одной комнате молодая девушка еврейка - швейница.
. - О, жидовка, зачем она пришла, - говорили между собой втихомолку, чтобы комсомолки не слышали.
Но однажды, поссорившись с ней, обругали ее «жидовкой». Теперь неловко и стыдливо вспоминается. Национальная ненависть ушла и еврейка - швейница - лучший товарищ. С ней дружат и удивляются, как могло быть в прошлом, чтобы свою подругу так облаять.
ВСЕ ДЕВУШКИ активно участвовали во всей жизни мастерских и общежитий. Дежурят, носят дрова, заседают в Учкоме. Огромных размеров самодеятельность достигла в культурно - просветительной работе. Кружки по изучению юношеского движения, политграмоты, естественных наук. Эти кружки играют доминирующее значение в развитии самодеятельности девушек и их инициативы. Когда настает вечер, и кончаются занятия, все озабочены новыми задачами:
- Валя, мне сегодня делать доклад о юношеском движении в Бельгии...
Юношеский кружок просу шествовал недолго, но свой след он оставил. Открывая «Молодой Ленинец», начинают читать о движении рабочей молодежи на Западе.
Общежитие имеет свой печатный орган. Газета «Юные Работницы», издающаяся самими же девушками, служит орудием борьбы за новый быт. В ней находят себе отражение такие «мелочи», как гулянка, пренебрежение к занятиям. Юмор, шутки, остроты - все находит себе место в газете... Сатира занимает там даже почетное место. И стихоплетство служит орудием общественного порицания и злой шутки. Для примера приведу стихотворение, пробирающее настроение девушек, на которых сказывается влияние весны.
«Пришла весна бездушная, И сладу нет с девчатами, Глядишь, сидят угрюмые, не видевшись с ребятами».
Таких частушек в газете не мало.
Как только выходит газета, начинается обсуждение новостей газетного дня. Около стены, рядом с портретом Ильича, собираются девушки и смеются. Вышла газета «Юные Работницы». Стишок, юмор, песня, рассказ.
Обиженная выходит девушка из читалки: очень здорово пробрали.
- Богочук, тебя пробрали нам на веселье, - смеются.
В газете нет редактора единоличного. Все являются редакторами и наборщиками своего стенгаза «Юные Работницы».
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.