2 X ВЕРСТАХ от города Коломны, у Москва реки, вдоль по отлогому берегу ее раскинулся один из мощных металлообрабатывающих заводов нашей Республики - Коломенский машиностроительный завод. Если посмотреть снаружи или с железнодорожной насыпи, или по дороге с села Парфентьева, то ничего особенного здесь не увидите, кроме нескольких десятков закоптелых корпусов, да нескольких труб. Услышите запах гари да неясные звуки, то ухающие, то рассыпающиеся мелкой, но сильной дробью, как пулемет, изредка свистки паровозов, да мелкая, прерывистая дробь, как американская чечетка, отбиваемая вспышками пробных дизель - машин да тракторных двигателей. Ночью к этим звукам присоединяется еще зарево электричества, и тогда завод не похож на корпуса, разбросанные вдоль по отлогому берегу, - он кажется тогда одной мощной машиной, которая движется и шумит, как взбудораженный улей во мраке и тишине ночи, окружающей завод.
Но вот вы вошли в завод. Вы попали в город машин, чугуна, железа и стали.
Прямо перед вами котельная мастерская. Это - гигантское здание. Гам, лязг. Орудийная и пулеметная стрельба. Мощные краны передвигают с места на место тяжести в несколько сот пудов одним движением. Люди, как муравьи, облепили котлы и своими железными зубами (пневматические воздушные аппараты) грызут железо. Стук от этих аппаратов похож на пулеметный. Говорят здесь знаками, как глухонемые, - т. к. нельзя услышать.
Но вот паровозомеханическая мастерская, построенная по последнему слову техники в 1913 г. Попадая в это царство машин, вы стоите, как вкопанный, перед тихо шелестящими сотнями ремней и тихо, но быстро движущимися станками разных систем и размеров. Здесь труд человека только поставить и снять со станка. Здесь собираются первые в России и русского типа трактора конструкции нашего завода, имеющие преимущество перед заграничными в меньшем потреблении топлива. Наши трактора идут нефтью, тогда как все заграничные - бензином. Заказано их у нас 870 штук.
Паровозная сборка. Здесь собирают стальных коней.
Кузницы, - паровозная и вагонная. Здесь куются вещи в десятках пудов.
Вот большой 5 тонный молот. Тихо поскрипывает лебедка, наматывая на свой вал цепь, торжественно ползет из раскаленного в молочный цвет жерла печи, сверкающая голубыми звездами, озаряющая полумрак закоптелой кузницы, стопудовая болванка.
В заводе есть еще целый ряд оборудованных цехов, Раньше завод выполнял заказы по постройке больших железнодорожных мостов. Это возможно и теперь.
И вот в этой - то обстановке в грохоте и лязге гиганта - металлиста, живет, работает, учится заводская молодежь.
Новые кадры квалифицированной рабочей силы, нужные заводу, нужны стране, и они здесь куются. «По шапке и Сенька», по заводу и фабзавуч.
Наш ФЗУ имени Марии Ильиничны Ульяновой - школа одна из образцовейших в СССР. Руководят школой рабочие. Обучение производится по дальтон - плану. Работа поставлена образцово. Обучающиеся 300 человек - все члены РЛКСМ и процентов 25 - члены РКП.
13 девушек наряду с ребятами обучаются слесарному, токарному, столярному, сверлильному и фрезеровочному делу.
Выйдут из нашей школы очень квалифицированные рабочие. Результаты посланных в цеха на работу хорошие. Во многих цехах есть ученичество, например, у нас в кузнице 30 человек, так что при даче нагрузки 100% завод выйдет из недостатка квалифицированной рабочей силы с успехом. Производит завод теперь трактора, паровозы, вагоны: товарные и пассажирские, трамвайные насосы Дизеля и запасные части к ним; может производить пароходы, мосты, паровые машины, вагонетки.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.