Экспедиция на остров Врангеля

Доминиковский| опубликовано в номере №28, май 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

ОСОБАЯ Гидрографическая Экспедиция Северного Ледовитого океана должна была выйти в плавание 15 июля 1924 г., чтобы на острове Врангеля поднять флаг Союза Советских Социалистических Республик. Попутно с выполнением самой основной задачи водружения советского флага на острове, Экспедиция имела задания и чисто научного характера: производство морской съемки, наблюдение за льдами, наблюдение отливов и приливов, измерение глубин во время похода, сбор геологических коллекций и т.д.

Остров Врангеля расположен несколько севернее параллели 71° северной широты. Для того, чтобы совершить такое плавание, как переход от Владивостока до острова Врангеля и обратно, имея в виду, что в Ледовитом океане придется встретить северные льды, потребовался специальный корабль ледокольного типа. Эта задача выпала на долю канонерской лодки «Красный Октябрь», бывший ледокол «Надежный», достаточно приспособленную к дальнему плаванию во льдах.

Личный состав всей Экспедиции состоял из 81 человека, из них: 19 человек комсостава и 62 команды.

20 - го июля Экспедиция вышла в плавание; пройдя Японское и Охотское моря, на шестые сутки пришли в Авачинскую губу, зашли в ковш Петропавловской гавани, ошвартовались к пристани. На утро приступили к погрузке угля и приемке пресной воды. Благодаря помощи в погрузке угля Петропавловских комсомольцев, в течение одного дня было погружено в угольные ямы корабля 240 тонн угля.

29 июля с рассветом мы вышли в море. 7 - го августа доприняли из водопада пресную воду, пополнив запас до 600 тонн. С рассветом 9 - го августа, уничтожив девиацию, оставили залив Провидения.

10 - го августа мы уже проходили Берингов пролив. После выхода в Ледовитый океан мы шли под тремя котлами, полным ходом. По пути к острову Врангеля мы производили остановки, сделали шесть глубоководных наблюдений. 12 го августа в 13 часов после поворота к острову Врангеля встретили мелко битый лед, который очень быстро сгущался и мешал продвигаться вперед. Проработав 5 часов средним ходом, удалось продвинуться всего лишь не более, чем на семь миль. Лед был настолько сжатым, что, несмотря на всяческие попытки пробиваться вперед, мы не достигали успеха. За последние три часа мы прошли не более, чем 11/2 мили. Сжатие льда происходило, по-видимому, благодаря действиям северных сильных ветров. Когда стало ясно, что дальше продвигаться невозможно, мы решили попытаться выйти обратно на чистую воду и попробовать произвести обследование расположения льда. Попытка оказалась удачной: 16 августа мы вышли на чистую воду и прошли по направлению к острову Геральд. С южной его стороны мы обнаружили более слабый лед, в который и вошли. Стремясь, во что бы то ни стало достичь острова Врангеля в эту навигацию, команда корабля с нетерпением ожидала скорейшего достижения острова, но оказалось, что остров увидеть - то увидели, а подойти к нему было слишком тяжело. После невероятнейших усилий, разбивая крупный лед, с разбега, 19 августа мы стали подходить к северной части конечности острова, к мысу Уэринга.

Сам остров не так велик, он всего каких - либо 80 морских миль 1) в длину и от 30 - 35 в ширину. Остров горист. Есть возвышенности, которые достигают до 2500 фут. над уровнем моря. Знаменит он своими природными богатствами: пушным и морским зверем. По собранным горным породам, остров состоит из гранитов и сланцев. На берегу острова в летнее время пасутся большие стада гусей, а на льдинах, плавающих с южной стороны острова, виднеются большие лежбища моржей. Зимой к острову вместе со льдами приходят белые медведи и песцы. На острове имеется олений мох, дающий возможность разводить оленей.

В. гавани Роджерса мы отдали якорь. На шлюпке была отправлена на берег партия военморов с тем, чтобы произвести обследование, узнать, кто живет в видневшейся на берегу избе и что представляет из себя одинокая мачта на обрыве берега.

Вернувшиеся военморы сообщили, что изба построена из плавника; жильцов в ней не оказалось, но признаки в том, что кто - то не так давно здесь был, обнаружены: в избе находилось немного продовольствия, добытая пушнина и еще кое - какие предметы промыслового имущества. На самом краю берегового обрыва высилась мачта с небольшим рейком без всяких признаков флага и фалов. Здесь же в бухте Роджерса, вблизи того места, где стояла мачта, сооруженная канадцами, нами был водружен флаг СССР, склепанный из листов цинкового железа, окрашенный в красный цвет с вырубленными буквами в теле флага СССР. Флаг надет на массивный железный прут, вделанный в верхнюю часть мачты, которая представляет из себя здоровое бревно. Мачта, сооруженная канадцами, на которой, по - видимому, развевался канадский флаг, что видно из дневника иностранца, была срублена, и к оставшейся части ее мы прибили доску с надписью даты пребывания Гидрографической Экспедиции и лозунгами на английском и русском языках: «Пролетарии всех, соединяйтесь!»

20 августа в 10 часов утра с определенным церемониалом был поднят советский флаг, который и остался на долгие годы развеваться на далеком, безлюдном Севере.

Экспедиция всего на острове пробыла 5 суток. За это время мы успели разыскать живущих здесь эскимосов, произвести промер гавани Роджерса, астрономические наблюдения и погрузить на борт корабля реквизированную пушнину, промысловые приспособления и всех эскимосов во главе с американцем Уэльсом; последние были приняты на корабль по их собственному желанию. Им оставаться на острове было рискованно из - за недостатка пищи. Спрашивается, откуда появились эскимосы на острове Врангеля и какая цель была их проживания там. Обитатели острова встретили нас слишком недружелюбно; струсили и думали, что попали в руки к большевикам, которые их сейчас же растерзают. С напуганными эскимосами трудно было вести разговор, но все же удалось выяснить, что это были хищники, высаженные в 1923 году на остров канадской фирмой Стефенсона. Во главе их находился американец Чарльз Уэльс. Он не предъявил никаких документов на право эксплуатации острова и ответил, что Стефенсон уверял его, что остров принадлежит канадскому правительству. К напуганным эскимосам мы отнеслись хорошо. Их всех зачислили на военморский паек, поселив часть в палатках на верхней палубе, а часть в кают - компании корабля. Эскимосы убедились, что большевики не так уж страшны, как им говорили канадцы. Из слов американца Чарльза Уэльса выяснили, что он занимался на острове промыслом пушного зверя. У него обнаружили среди собственных вещей два флага - один американский и второй канадский. Уэльс также имел на руках довольно удачный подбор коллекций горных пород, вел запись метеорологических наблюдений, в дневнике.

Хищники же охотились и на морского зверя - моржа, которого очень много у острова, но здесь они относились к моржам совсем по - хищнически: из - за одной пары моржовых клыков уничтожали целую тушу крупного зверя весом до 100 пудов.

Между тем, ценностью моржа является не только его клык, но и жир, и шкура. Хищники же добывали исключительно клык, коих оказалось у них до 250 штук. Среди конфискованных вещей имелось: 40 выделанных шкур белого медведя, 157 шкур белых песцов, несколько шкур морского зверя и 300 штук капканов и т. д.

Из этого ясно видно, что экспедиция Стефенсона поселилась на острове только под предлогом преследования научных целей, а на самом же деле все пользовались удобным случаем для грабежа. Это уже вторая попытка Стефенсона ловить рыбу в мутной воде, но, как видите, она не увенчалась успехом и не принесла ему ничего, кроме убытка. Одна лишь могила канадца Найта, умершего от цинги в 1922 г., осталась памятью пребывания на острове Врангеля Экспедиции Стефенсона.

Гидрографическая Экспедиция выполнила самую основную часть своей задачи. Оставалось только лишь благополучно добраться во Владивосток. Обратный путь Экспедиции был очень трудным. Преодолевая целый ряд трудностей, в борьбе со льдами и холодом, при недостаче угля - 29 октября Гидроэкспедиция все же, благополучно выполнив свои задания, вернулась в порт Владивосток.

1) Морская миля - 3 версты.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены