Шесть лет тому назад, когда наша страна была объята пламенем гражданской войны и, напрягая последние силы, старалась избавиться от чужеземной интервенции и отечественной белогвардейщины, когда вся Россия сидела на голодном пайке и питалась мякинным хлебом, появилось новое необычное для нашего слуха слово - «электрификация», брошенное Ильичем.
Казалось странным и диким говорить о какой-то «электрификации», когда нет самого необходимого, когда народное хозяйство расстроено, транспорт разрушен и страна истекает кровью. Сколько усмешек, карикатур, злобных нападок было сказано, нарисовано, написано на эту тему. Как сейчас, помню появившуюся в какой-то иностранной газете картинку: по вспаханному полю идет запряженная в допотопную деревянную соху, тощая, кожа да кости, лошаденка, со вставленным сзади штепселем, от которого идет провод. За сохой идет не менее тощий, оборванный крестьянин, а под всем этим надпись: «электрификация России».
Прошло шесть лет. Гражданская война окончилась. Жизнь страны наладилась и, рожденная в муках, среди потоков крови, великая идея покойного Ильича, идея электрификации принесла обильную жатву. Сейчас уже нет карикатур, уже нет злобных усмешек и такие авторитеты, как недавно умерший американский электротехник Штейнметц, считают электрификацию величайшим завоеванием новой России.
Сотни статей в специальной и общей заграничной прессе посвящены этому вопросу и даже враги готовы признать, что шаги, сделанные в этом направлении - огромны, что намеченный путь правилен, и что поставленная цель заслуживает самого широкого внимания.
В чем же заключается эта идея, которая легла теперь в основу всего нашего экономического возрождения? Казалось бы, что государственный масштаб здесь не причем, что можно было бы предоставить отдельным деревням, селам, коллективам возможность строить свои маленькие, так сказать, «домашние станции», обслуживающие лишь свои собственные, подчас, очень скромные нужды. Однако, это не так. Дело в том, что применение электричества приобретает наибольшую выгодность лишь тогда, когда имеется дешевый источник движущей силы и когда энергия вырабатывается в большом количестве.
У нас и до революции было много электрических станций, но вырабатываемая ими энергия стоила так дорого, что приходилось ограничиваться лишь электрическим освещением, а пользоваться, например, нагревательными приборами было доступно лишь имущим классам. Между тем, каждому ясно, насколько удобнее, чище и безопаснее пользоваться электрическими утюгами, плитами, чайниками, чем различными самодельными печками и примусами.
Электричество не может быть получено без затраты внешней силы. Машина, вырабатывающая электрический ток, непременно сама должна быть приводима во вращение каким либо посторонним двигателем, например, паровой машиной, паровой турбиной, газовым двигателем, наконец, силой движения воды. На первый взгляд кажется, как будто и невыгодным затрачивать внешнюю силу, которая может быть использована сама по себе, для того, чтобы получать энергию другого рода. Однако выгодность такого преобразования сразу становится ясной, если принять во внимание ту чрезвычайную гибкость, с которой электрическая энергия может применяться для самых разнообразных целей. Не менее важным свойством электрического тока является возможность передавать его энергию на весьма большие расстояния с очень незначительными потерями, что совершенно не представляется возможным при пользовании каким бы то ни было другим видом энергии (например, энергией пара). Наши прежние электрические станции строились лишь для обслуживания более или менее крупных общественных или промышленных центров и, как мы уже сказали, получаемая от них энергия, обходилась очень дорого.
Объясняется это тем, что электрические машины этих станций приводились в движение, главным образом, силой пара, получаемого, в свою очередь, за счет сгорания каменного угля. Большинство этих станций находились, от места разработки угля очень далеко и поэтому, кроме непосредственной стоимости топлива, должны были нести огромный и при этом совершенно непроизводительный расход за его доставку.
Помимо этого, так как доставка угля обходилась одинаково, был ли он хорошего качества или плохого, то все станции стремились работать на самом лучшем топливе, чтобы выгадать на количестве транспортируемого угля 1).
С другой стороны, как мы уже отметили, электрическую энергию выгодно вырабатывать в большом количестве, так как, во-первых, чем больше машин, тем они экономичнее работают, а во-вторых, накладные расходы на содержание станции, служащих и т. п. увеличиваются при возрастании мощности станции сравнительно медленно.
Все эти соображения выступают еще резче при рассмотрении устройства и работы мелких, «домашних» станций, сельского типа. Там еще меньше количество вырабатываемой энергии, еще затруднительнее транспорт топлива и, в окончательном результате, электрическая энергия 1). Ясно, что чем лучше качество угля, тем его идет меньше и тем дешевле, следовательно, обходится его, скажем, годовая доставка.
может оказаться настолько дорогой, что пользование ею станет экономически невыгодным.
Идея государственной электрификации и заключается в том, чтобы использовать все возможности к удешевлению пользования электричеством путем рационального и экономически наиболее выгодного способа получения электрической энергии.
Для этого, во-первых, необходимо иметь целую сеть больших, так называемых, районных станций, снабжающих каждая определенную часть страны, а во-вторых, сеть передающих энергию проводов, доставляющих ток к местам потребления данного района. При этом каждая районная станция должна обладать очень большой мощностью, в десятки и даже в сотни раз превосходящей мощность существовавших до сих пор городских станций. Только таким образом первое условие экономичности может быть соблюдено.
Вторым, не менее важным вопросом, является вопрос о выборе места для каждой станции. Совершенно ясно, что станция должна быть расположена так, чтобы снабжение ее топливом или, вообще, движущей силой, обходилось, возможно, дешевле. Для этой цели, прежде всего, должна быть использована энергия движущейся воды (быстрые реки, водопады), если она имеется в данном районе, так как эта энергия ничего не стоит, а, следовательно, является наиболее экономической. Если водных богатств в районе не имеется, то следует расположить станцию в пункте разработки, так называемых, «местных топливо. Местными топливами являются: торф, бурый уголь, различные отбросы производства и т. д., т.-е. топливо, которое, вследствие низкого качества, нет расчета транспортировать на далекие расстояния, но которое может быть с успехом использовано на месте. Ясно, что такие станции, работающие на топливе местного характера, уже не должны считаться с дороговизной его переброски.
Государственная Комиссия по электрификации России, созданная в первые же годы революции, проделала колоссальную работу, прежде всего, по районированию страны. К этой работе были привлечены виднейшие специалисты, отдавшие этому делу все свои знания и опыт. Следующий этап - организация строительств отдельных станций и практическое осуществление идеи Ильича. Ввиду колоссальных затрат, в план строительства было введено оставление наиболее крупных существующих городских станций и в качестве временной меры допущено устройство мельниц, сельских станций. Наиболее крупным строительствами в настоящее время являются: Волховстрой и Каширстрой.
Волховстрой представляет собой гидро-электрическую станцию, т.-е., станцию, работающую силой падения воды.
Каширская станция, расположенная близ Москвы, работает на торфе. По мощности она в два раза меньше Волховской и предназначена для электроснабжения Московского района. Из остальных станций, находящихся пока в стадии проектирования и изыскательных работ, следует отметить: Шатурскую, тоже торфяную, в 120 верстах от Москвы, и, частично уже работающую, Нижегородскую, Штеровскую, для снабжения Донбасса, Китилевскую и Челябинскую на Урале, Свирскую и «Красный Октябрь» под Ленинградом. Все эти станции предположено закончить в 1925 - 1926 году.
Из этого краткого перечня видно, что брошенное покойным Ильичем зерно не только дало ростки, но и принесло уже обильную жатву. Пусть же одним из памятников гениальной личности Ленина будут слова, вырезанные рабочими Волховстроя на фронтоне здания станции: «Память и слава первому электрификатору России - великому Ленину».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.