В 1917 году наша партия решила праздновать день международной солидарности трудящихся одновременно с рабочими всего мира. Поэтому, первомайские митинги и демонстрации были приурочены к 18 апреля, что по новому стилю соответствовало первому мая.
Социал - соглашатели категорически отказались присоединиться к нашему решению и свои первомайские торжества назначили по календарю старого стиля .Таким образом, нашей партии, оставшейся в одиночестве и, тем не менее, твердо решившей провести праздник труда отдельно от всех остальных политических группировок, впервые за все время революции предстояло продемонстрировать стоящие за ней силы.
И нужно отдать справедливость - партии большевиков удалось вывести на улицу под своими знаменами многотысячные массы рабочих и солдат, симпатизировавших ее политическим лозунгам и ее революционной тактике.
Благодаря своим крепким связям с районами и полками Ленинградского гарнизона, партии удалось блестяще подготовить и организовать первомайское шествие. Центром демонстрации было выбрано Марсова поле. Именно сюда с разных концов города, с отдаленных окраин стекались огромные толпы выступавших с нашими плакатами демонстрантов.
На огромных красных плакатах заметно выделялись надписи: «Долой войну», «Да здравствует международная революция» и т. д.
Уже с утра я был на площади. Стоял прекрасный солнечный день. Посредине Марсова поля возвышались вместительные грузовые автомобили, битком наполненные чашей публикой. Над одним грузовиком развевалось знамя Цека, на другом - молодые рабочие высоко держали знамя Пека.
Эти грузовики служили импровизированными передвижными трибунами, откуда ораторы нашей партии произносили свои речи.
Вокруг каждого грузового автомобиля тесным кольцом смыкалась толпа рабочих и солдат. Речи произносились одновременно с нескольких трибун. Вдруг с одного из грузовиков раздался громкий и отчетливый голос: «Слово имеет член Центрального Комитета товарищ Ленин». Тотчас вся толпа, окружавшая соседние машины, хлынула к тому грузовику, где уже показался Владимир Ильич. Речь тов. Ленина была сравнительно коротка, но в ней он успел коснуться всех боевых вопросов того момента. Выяснив свое отношение к империалистической бойне, он развил идею международной солидарности трудящихся, остановился на критике временного правительства и отсюда перешел к разъяснению лозунга о переходе власти в руки советов. Закончил он свою речь громким возгласом: «Да здравствует международная социалистическая революция».
Рабоче - солдатская аудитория слушала своего вождя с затаенным вниманием. Путем напряжения своего голоса Ильичу удалось стать слышным повсюду. Мне впервые приходилось видеть тов. Ленина на широком массовом собрании, да еще на открытом воздухе. Должен сказать, что только тут, я, как следует, понял все обаяние Ильича, как оратора - массовика. Он говорил необычайно популярно, выбирая самые простые слова, но его речь сама собой укладывалась в красивые и правильные, совершенно законченные литературные периоды.
Речь Владимира Ильича, произвела на всех слушателей сильнейшее впечатление своей неотразимой убедительностью. Она была встречена бурей рукоплесканий.
Кроме Ильича, с трибуны Цека говорили т. т. Григорий Евсеевич Зиновьев и Лев Борисович Каменев. С одной из трибун пришлось выступить и мне.
Передав привет питерцам от имени революционных кронштадтцев, я свою речь заострил на восхвалении Ильича. В виду той травли, которая еще не затихла в связи с легендой о «пломбированном» вагоне, мне представлялось очень важным изложение основной биографической канвы нашего партийного вождя и оценки его выдающейся политической роли в революционном движении вчерашнего и сегодняшнего дня.
Аудитория выслушивала все наши речи с полным вниманием.
Затем, по окончании митинга, рабочие и солдаты стройными рядами со своими знаменами разошлись по районам. Это был первый рабочий парад, организованный нашей партией. В радостном настроении мы возвращались домой. Демонстрация 18 апреля впервые наглядно показала, что в Ленинграде наша партия имеет за собой крупные силы. Это придало партии уверенность в ее действиях и соответственным образом отразилось на ее тактике. Через несколько дней произошли известные апрельские события, 1), где партия в полной мере использовала успех первомайской демонстрации.
Так кончился праздник. С утра такой многообещающий, радостный.
Теперь те же надежды упорно переносились на следующий год, на следующее 1 мая.
Домой шли в одиночку, молча... Но каждый знал, что думал другой... Только не знали, чьи лица остались в памяти, и кого куда потянут завтра...
В 1912 году в далекой сибирской тайге на Ленских приисках, в угоду капиталистам, царская полиция расстреляла сотни рабочих. Этот расстрел произвел новый подъем в истории русского рабочего движения. В апреле месяце выходит первый номер рабочей газеты «Правда». И первомайский праздник, как протест, против ленского расстрела, под руководством большевистской партии, особенно оживленно проходит по всей России. По расчетам буржуазной печати в этот день бастовало 210.000 ч. На самом же деле бастовавших было значительно больше. Правительство и фабриканты были сильно перепуганы неожиданным проявлением силы рабочего класса. Охранка рвала и метала. Были произведены массовые аресты рабочих, разгромлены редакция и контора «Правды». В 13 - м году по всей России бастовало боле 420.000 человек. Рабочий класс России, его партия, руководимая Владимиром Ильичом Лениным, остались верны лозунгам первого мая. Несмотря на полицейские преследования, из года в год он выбрасывал эти лозунги в день 1 мая. Если не в бурных демонстрациях, то на рабочих маевках в лесу, в поле, за городом вдали от зорких глаз полиции.
Особенно трудно было праздновать первомайский праздник во время воины. Второй Интернационал распался. Его вожди, предавшие рабочий класс, упоенные патриотизмом, вместе с буржуазией призывали рабочих к войне за хищнические интересы капитала. Первомайский праздник на Западе был задушен. Только в 1916 году одним из немногих, верных делу рабочего класса - незабвенным вождем германского пролетариата - Карлом Либкнехтом, была организована массовая демонстрация в день первого мая на улицах Берлина. Полиция жестоко расправилась с манифестантами. Карл Либкнехт был брошен в тюрьму, из которой он вышел лишь в дни германской революции 1918 г. Также тяжело было праздновать первое мая и в России. Партия большевиков, единственная, сохранившая верность рабочему классу, была загнана в подполье. Рабочая печать закрыта. Представители партии в государственной думе за протест против войны были сосланы в Сибирь. Четыре рабочих, принявшие участие в попытке организовать празднование 1 мая, были приговорены военным судом к казни, как лица, «подрывающие оборону страны». Рабочие, однако, при первой возможности, старались проявить свои истинные чувства. И первое мая каждый раз являлось для этого удобным случаем. Если, благодаря созданному режиму, устройство каких - либо собраний, демонстраций сделалось почти невозможным, почтой усиленной деятельности и тревоги, которую проявляла охранка в этот день, можно судить о постоянной готовности рабочих манифестировать свою волю к миру и революции. Так по данным охранки, 1 мая 15 года в Москве бастовало все же 19.000 рабочих B 74 предприятиях. И в первое же свободное 1 мая 1917 г. рабочий класс России продемонстрировал свою мощь и ту готовность к борьбе и захвату власти, которую он осуществил в великие дни Октября. Но только в Советской России мог воскреснуть действительный праздник 1 мая, праздник пролетариата.
В 1919 году в марте месяце в Москве было положено основание III - му Коммунистическому Интернационалу, Интернационалу действия. В это время весь старый капиталистический мир трещал по швам. Незаконченная еще война, последствия разрухи, недовольство рабочего класса, - все это создавало шаткое и тревожное положение для мирового капитала и позволяло надеяться на близость социальной революции. В целом ряде стран рабочие революции, действительно, произошли. В этот момент I конгресс III Интернационала обратился к рабочим всех стран с воззванием о дне 1 мая. Основным лозунгом его выдвигалось - осуществление социальной революции. Действительность показала, однако, что мировая революция развивается гораздо медленнее, чем можно было предполагать. Капитал, оправившись после демобилизационного периода, переходит сейчас же сам в наступление на рабочих. В каждой стране, в отдельности, происходит собирание рабочих сил, сплочение их и укрепление коммунистических партии, подготовка к новому штурму. Первое мая есть смотр этим силам. Насколько сплочено и дружно будет праздновать мировой рабочий класс свой праздник - покажет его готовность к социальной революции. Первое мая - наиболее яркий из праздников Коммунистического Интернационала.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.