Почему же такое « ненормальное» соотношение? Причина этого кроется в том, что земляные работы механизированы почти до отказа. Введены уже знакомые нам экскаваторы и подвесные дороги, которые ускоряют все работы, требуй к тому же для этого несравненно меньшее количество живой силы.
Точно также обстоит дело и с бетонными работами, где все материалы подаются по возможности механическим путем.
Конечно, в этим отношении мы еще не сравнялись с за - границей. Но и то, что сделано нами в этой области, дает нам уверенность в том, что еще 2 - 3 таких работы, как Волховстрой, и мы безусловно догоним заграничную технику.
В другом вопросе - улучшении организации рабочей армии - почт всю работу взяла на себя молодежь. В настоящее время организовано 11 кружков по поднятию производительности труда, которые громадную помощь оказывают в этом отношении администрации работ. Они добились того, что большая группа чернорабочих не выходит каждый день на новую работу, а группами прикреплены к какой - либо основной работе.
Благодаря этому, удалось не только избавиться от неизбежной в таких случаях потери времени при начале работы, но и значительно улучшить производительность само - го труда.
Кроме этого, удалось добиться разумной и правильной расценки различных работ, что, при всей грандиозности Волховстроевского размаха, является далеко не малым делом.
Работа по поднятию производительности работ на Волховстрое идет полным ходом, здесь вырабатываются новые способы и приемы улучшения организации труда и есть полное основание полагать, что они при - ведут к блестящим результатам. Слишком уж это большая и живая работа кипит на берегу Волхова и слишком много энтузиазма вложено в это дело рабочей молодежью на постройке.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК с Волховской станции по проводам направится в Ленин - гряд. Для этого на протяжении 112 верст от станции до Ленинграда, на некотором расстоянии друг от друга, будут установлены высокие мачты, на которых и укрепятся провода, несущие силу и энергию Ленинградской промышленности. Но электрический ток, который будет давать Волховская станция, не может непосредственно идти на свою обычную работу, - он слишком силен. И вот для того, чтобы превратить его в ток обычной силы, с которым имеют обыкновенно дело наши заводы, он направится в особую, строящуюся сейчас, « понижательную станцию» в Ленинграде, где интересные приборы (« трансформаторы» ) сделают его вполне пригодным для работы.
Так, создадутся те 80.000 лош. сил, которые скоро получит Ленинград от бурных вод Волкова.
И тут невольно возникает вопрос: Почему же раньше, в царское время ленинградская промышленность не воспользовалась этим сильным помощником? Почему в прежнее время не было приступлено к постройке Волховстроя?
И ВОТ ТУТ, на истории этого вопроса, как нельзя более ярко, проявляется вся гнилость прежнего капиталистического хозяйства России, и вся гибкость и смелость той хозяйственной линии, которую ведет сейчас молодая Советская Россия.
Дело в том, что в царское время все электрические станции Ленинграда находились в руках отдельных иностранных капиталистов. Они брали за свою электрическую энергию столько, сколько им заблагорассудилось, пользуясь тем, что, кроме них, негде было взять электрического тока.
И как только возник вопрос о постройке Волховской станции, они энергично принялись за борьбу с этой новой идеей. Они не жалели денег на это, потому что ясно сознавали, что Волховская станция будет их сильным конкурентом. Они подкупили газеты, сановников, инженеров, от которых зависело утверждение нового проекта, и золото сделало свое дело. Было решено, что Волховская станция « невыгодна».
Но вот грянул Октябрь. Не стало владельцев электростанций, которые могли золотом, наперекор здравому смыслу, диктовать правительству свою волю. И в грозу и бурю революции у Ильича зародилась гениальная мысль: - сейчас, когда страна в революционном порыве строит свою новую жизнь, вот тут, у сердца революции, около красного Ленинграда, заложить громадное дело хозяйственного возрождения - начать постройку Волховской станции.
И он не ошибся. Его мысль была быстро подхвачена, и на высоких скалистых берегах Волхова закипела работа.
Ильич не дожил до осуществления своей мечты. Но рожденная им Волховская станция будет кончена к сроку. Порукой этому - весь бурный ход постройки и непреклонное желание десятитысячной рабочей армии во что бы то ни стало, ценой каких бы то ни было усилий довершить дело Ильича до конца, доказать всему миру, что и в технике освобожденный рабочий масс может творить такие же великие победы, какие несколько лет тому назад он совершил в жизни самодержавной России.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.