При помощи особых машин, - так называемых « водяных турбин, - сила речной воды превратится в движение динамо - машин, которые и дадут Ленинграду эту громадную электрическую энергию.
По существу своему устройство водяной турбины удивительно просто представьте себе большое колесо, по ободу которого друг около друга насажены или черпаки, иди отдельные « лопасти» (планочки). Колесо это расположено таким образом, что вода с силой падает на него и своим падением заставляет его быстро вращаться. Вращаясь, оно в то же время вращает вал, на котором оно насажено, и этим заставляет вращаться (а, значит, и давать электрический ток) динамо - машину, насаженную на тот же вал, что и турбина. Так просто удается превращать силу быстро текущей воды в электрический ток. Но это, конечно, только сущность работы водяной турбины. На самом же деле они далеко не так просты и снабжены, обычно, целым рядом различных дополнений и усовершенствований. Но от этого смысл работы их нисколько не меняется и остается по - прежнему таким же простым и понятным.
Размеры современных турбин громадны, и мощность их доходит подчас до нескольких десятков тысяч лошадиных сил. Так, например, на нашей Волховской станции будет установлено 8 турбин, мощностью по 10.000 лошад. сил, т. - е., примерно, каждая турбина Волховстроя будет выполнять работу 100.000 физически сильных мужчин.
Но это - далеко не предельная мощность теперешних водяных турбин. На знаменитом Ниагарском водопаде, в Америке, в настоящее время установлены турбины, мощностью по 70.000 лош. сил, т. - е. одна турбина, выполняя работу 700.000 рабочих, по силе своей равна почти всей нашей Волховской установке.
Скорость вращения колес больших турбин так же велика, как и их мощность, и доходит подчас до 1.000 оборотов в минуту. Эта цифра вам станет более понятной из следующего простого сравнения: если бы такое колесо катилось с этой скоростью по земле, то оно пронеслось бы от Ленинграда до Москвы в полтора часа.
ТЕПЕРЬ, когда нам стала известна сущность работы водяной турбины, совершенно естественно возникает вопрос: если водяные турбины питаются силой течения речной воды, то какой же смысл устраивать станцию на реке Волхове, в 125 верстах от Ленинграда, когда ее с таким же, казалось бы, успехом можно было бы построить на реке Неве, в предместьях быв. столицы? На этот вопрос, пожалуй, многие из вас сумеют дать простой ответ.
- Очевидно, Нева недостаточно бурная и быстрая, чтобы с должной силой вращать колеса турбин.
А теперь несколько разочаруем читателя. Даже этого бурного течения Волхова недостаточно для приведения в движение Волховских водяных турбин. Для них надо что - то более бурное и сильное, чем естественное течение стремительного Волхова.
Но как же быть, как справятся с этим строители Волховстроя?
Если об этом спросите инженера, то он ответит вам на своем специальном языке, что в этом случае надо искусственно создать большую разность уровней».
Что это значит? Попробуем объяснить на простом примере.
Задавали ли вы себе вопрос, почему в первом этаже вашего дома из водопроводного крана вода течет значительно быстрее, чем, скажем, в третьем и четвертом этажах? Причина этого странного явления заключается все в той же «разности уровней».
Дело в том, что вода в водопроводные трубы вашего дома попадает из какого - нибудь водоема (бассейна), помещенного на возвышенном месте. А поэтому и естественно - чем выше этот бассейн по отношению к вашему водопроводному крану, т. - е., чем больше разность уровней верхних поверхностей воды бассейна и вашего крана, тем с большей силой вода будет давить на стенки водопроводных труб и тем быстрее будет она вытекать из крана.
ТАК ВОТ, строители Волховстроя решили для лучшей работы их турбин создать эту искусственную разность уровней. Они решили подпереть Волхов плотиной - стеной из железа и бетона, - которая поперек перегораживала бы реку. И вполне естественно, что со стороны, обращенной против течения, уровень воды в реке повысится, и Волхов, остановленный в своем движении, как зверь в клетке, будет рваться вперед. Тогда - то и будут пропускать его по узким отверстиям, и он, конечно, с радостью прорвется через них со страшной силой. Вот эту - то силу, пойманную в клетку и вырывающуюся на свободу реки, и используют, обыкновенно, для вращения колес турбины.
Точно так же будет поступлено и с Волховом. Начиная от левого берега, поперек реки протянется железно - бетонная плотина, но она не дойдет до правого берега. Здесь она упрется в большое бетонное здание самой гидроэлектрической станции.
В нижнем, как бы в подвальном этаже этой станции, будут устроены 8 сквозных отверстий. Только через них будет открыт путь для остановленного плотиной Волхова. Но, прорываясь в эти узкие щели, он встретит на своем пути лопасти тяжелых турбинных колес и, в своем неудержимом движении, с невероятной скоростью завертит их. И, только после того, когда он выполнит свою работу, он будет выпущен на свободу.
Турбины, вращаясь, приведут в движение громадные динамо - машины, находящиеся в первом этаже здания, а они дадут электрический ток, который по проводам пойдет на фабрики и заводы Ленинграда.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.