Александр Фадеев, говоря о влиянии комсомола на свое творческое становление, подчеркивал: «Первое, начальное представление о великих коммунистических идеях нашей партии многие из нас, советских писателей, получили через комсомол». Перекликается с его словами мысль Николая Островского. «Меня часто спрашивают, – писал он, – как я стал писателем. Этого я не знаю. Но как я стал большевиком – это я знаю хорошо».
В этих высказываниях как бы сконцентрирована мысль о первооснове творчеств» советского писателя.
Первооснова эта – идейная убежденность, верность идеалам партии.
Школу комсомола, которую проходит молодой писатель, нельзя недооценить. Комсомол приобщает будущего литератора к общему участию в борьбе за идеалы коммунизма. Совещания же молодых писателей, которые проводятся в тесном содружестве ВЛКСМ и Союза писателей, приобретают еще одно важное свойство: совещания становятся школой воспитания молодого художника, сегодняшнее и дальнейшее творчество которого комсомол рассматривает как действенное, массовое средство воспитания новых и новых поколений молодежи. Таким образом, нельзя не заметить своеобразную диалектику: молодой человек, выросший в комсомоле и ставший писателем, становится активным помощником Ленинского комсомола.
Яркий пример тому – жизнь и творчество молодого писателя Владислава Титова. В прошлом шахтер, он совершил подвиг, спасая шахту и товарищей, после тяжкой операции остался без рук. Воспитанный в героических традициях комсомола, поддержанный товарищами, Владислав Титов взялся за перо. Первая его, во многом автобиографическая, «исповедальная» повесть «Всем смертям назло», опубликованная журналом «Юность», вызвала волну не только читательского, но и человеческого интереса: за прозой стояла жизнь и выстраданная автором беда. Книга воспитанника комсомола обрела самостоятельную силу. Переведенная на многие языки народов СССР, удостоенная премии имени Николая Островского, повесть Владислава Титова вошла в арсенал боевых средств комсомола.
Многие молодые писатели – общественно активные люди. Это не отстраненные свидетели происходящего, но граждане своего Отечества, не только пером, но и всей своей жизнью участвующие в жизни общества.
В прошлом году свердловский писатель, участник IV Всесоюзного совещания, Владислав Крапивин был удостоен премии Ленинского комсомола. Крапивин не только хороший детский писатель. Он еще и бессменный командир самодеятельного детского клуба «Каравелла», автор любопытнейшего педагогического эксперимента. Слов нет, общественная инициатива Владислава Крапивина оборачивается на пользу его творчеству – каждодневное общение с ребятами, членами клуба, не может не обогащать, не может не предлагать новых ситуаций, переходящих затем в книги этого автора. Но его клуб, помимо всего прочего, еще и помощь комсомолу Свердловска – помощь практическая, осязаемая, необходимая.
Быть членом нашего общества – это значит быть активным его работником. Эта мысль не может быть незначащей для литератора. Сама специфика его труда такова, что он не может быть равнодушен к окружающему его миру. Иначе он не писатель.
Истина эта воплощается многими и многими.
Молодые иркутские писатели, к примеру, стали инициаторами выпуска книги очерков о комсомольских пропагандистах, попытались разобраться в этой нелегкой и кажущейся на первый взгляд довольно скучной общественной работе, попытались разобраться и хорошо поагитировать за нее. Иркутяне подают пример того, как нужно нести эстафету заботы о молодых. Валентин Распутин, Вячеслав Шугаев, Геннадий Машкин, Дмитрий Сергеев, выдвинутые, поддержанные в свое время Читинским зональным совещанием молодых литераторов, хорошо, по-товарищески, но в то же время и предельно требовательно помогают своим более молодым коллегам. И рядом с ними выросла целая плеяда новых имен.
Писатели активно откликаются на призыв комсомола быть ближе к своим молодым героям. Уже рождаются, пока, правда, публицистические, книги о важнейших стройках девятой пятилетки, о КамАЗе и БАМе, о молодых нефтяниках Тюмени, о новых городах, которые рождает наше время. Нельзя, к примеру, не приветствовать инициативу редколлегии библиотеки «Молодая проза Сибири», издаваемой по решению ЦК ВЛКСМ и Госкомиздата РСФСР. Последний, пятидесятый том этой библиотеки, выпускаемой Западно-Сибирским книжным издательством уже ряд лет, будет составлен из публицистических очерков молодых писателей о важнейших комсомольских стройках в Сибири. Название сборника – «Созвездия Сибири» – очень четко отражает смысл книги: создать картину героического труда молодежи в Сибири, труда, создающего истинное созвездие этого удивительного края.
Кстати, библиотека «Молодая проза Сибири» представляет собой уникальное явление в нашей литературной жизни.
Родившаяся в ходе совещаний молодых писателей, эта библиотека в пятидесяти томах как бы является постоянно работающим семинаром сибирских молодых прозаиков. В рамках библиотеки существуют коллективные сборники рассказов и повестей – здесь место представлено тем, кто еще не может выступить с самостоятельной книгой, но чье творчество тем не менее представляет
интерес. Эти предварительные публикации часто завершаются самостоятельными томами. Так, кстати, было с талантливым, ярким прозаиком Валентином Распутиным.
В 1976 году библиотека завершается своим пятидесятым томом. Небезынтересно заметить: сорок девятый том ожидает своего «хозяина». Его «владельцем» станет наиболее талантливый участник VI Всесоюзного совещания молодых писателей, творчество которого посвящено труду молодежи в Сибири. Издать книгу в этой серии почетно еще и потому, что библиотека «Молодая проза Сибири» является, по существу, коллективным собранием сочинений молодых писателей, посвятивших свое творчество Сибири.
Плодотворность содружества комсомола и писателей, ЦК ВЛКСМ и Правления Союза писателей СССР особенно очевидно выражается именно в совещаниях молодых писателей. Семинарские занятия прозаиков, поэтов, драматургов, критиков, литераторов, посвятивших свое творчество детям и юношеству, проходят в обстановке, где воедино слились высокая идейность и высокий профессионализм.
Нечего греха таить, иные семинаристы разъезжаются с совещаний с синяками и шишками. Но критика, особенно критика, основанная на высоком профессионализме и доброжелательности, никогда не принесет вреда талантливому литератору. Синяки да шишки оборачиваются повышенной требовательностью к себе, требовательностью, дающей новые произведения, написанные на качественно ином уровне. Известное постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» имеет самое непосредственное отношение и к молодым писателям и к критике, занимающейся их творчеством. Человек, взявшийся за перо, не должен ждать скидок «на начало».
В последние годы для молодых писателей сделано немало. Созданы специальные серии «Молодые писатели» в издательстве «Молодая гвардия», там же выходит антология «Мы – молодые». Издательство «Современник» учредило серию «Первая книга в столице». Автора первой книги ищут издатели, он встречается, что греха таить, порой с большим интересом, нежели автор второй или третьей книги. И тут может возникнуть своеобразная «мертвая полоса». Если новичка с рукописью первой книги встречают в издательстве очень доброжелательно, то приход того же автора со второй или третьей книгой вызывает иногда меньший энтузиазм, потому что бытующая еще кое-где «галочка» – первая книга – тут уже неприменима. Полоса от первой книги до второй порою становится затянутой для молодого писателя.
Впрочем, тут не может быть однозначного подхода для всех и каждого. Писатель – это прежде всего индивидуальность. Известно, что одну книгу написать может в наше время почти любой. Так что вторая, третья книга – это доказательство внутренних, творческих возможностей автора. И если вторая книга не «вытанцовывается», вряд ли нужно издателям тащить ее «за уши». Не лучше ли честно и прямо сказать автору о его возможностях. Однако и тут не может быть рецептов. Творчество – сложнейший и индивидуальнейший процесс, и история литературы знает немало случаев, когда талант художника раскрывался по-настоящему уже в зрелые годы.
Что дают совещания молодых писателей?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.