Оржак Измаилов родился в дагестанском ауле Кубачи, знаменитом своими мастерами художественной обработки металла. Его мать и отец учительствовали. Началась война. Пропал без вести отец, умерла мать. Оржак очутился в детском доме в Грозном. Здесь он впервые стал рисовать красками. Но ему словно бы не хватало цвета. И он искал живые, мерцающие, вибрирующие краски и оттенки... Вглядываясь в чистый холст, пытался вспомнить ощущения недолгого своего детства, лицо отца, руки матери, аул Кубачи, где золото обретало истинную цену только тогда, когда в руках ювелиров превращалось в произведения искусства.
Потом Оржак Измаилов учился в Абрамцевском художественно-промышленном училище, сейчас живет в старинном русском городе Муроме.
В училище он овладевал, искусством художественной обработки кости, дерева, металлов. Может быть, поэтому в его манере ощутима благородная тщательность артиста, который привык ценить каждую крупицу материала, будь то золото, серебро, дерево или краска...
Я смотрю на картину Измайлова «Березки», и мне хочется ступить на только что оттаявшую землю, почувствовать на плечах весеннее тепло... В
работах художника почти всегда есть ощущение солнца, но не полуденного, не яркого и ослепительного, а утреннего или предвечернего...
Многоцветно полотно «К вечеру». Многоцветно и приглушенно. В сочетаниях красок есть особая бережность, которую хочется назвать целительной, есть мудрое сочувствие людям, закончившим дневной труд.
Художник Оржак Измаилов обладает способностью словно бы вывести нас, зрителей, на солнечную сторону, и именно тогда, когда нам не хватает тепла. Вот его «Первый снег». Белизна эта, кажется, существует только для того, чтобы, отразив слабеющий свет, усилить его и заставить согреть стены человеческих жилищ.
Бесчисленны и чисты краски «Древней земли» – нашей планеты. И утрата даже оттенка любой из них невосполнима для каждого человека, и для того, кто живет сейчас, и для того, кто впервые откроет глаза через тысячелетия...
Я снова вглядываюсь в «Березки». Хочется идти и идти меж белых стволов, с каждым шагом испытывая все более полное ощущение жизни. И это чувство рождает другое: сделать полезное людям, чтобы и твое человеческое тепло прибавилось к теплу весеннего солнца.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.