К трудным подросткам следует, безусловно, относить и равнодушных эгоистов, и молодых стяжателей, и беспринципных приспособленцев, Завистливых обывателей, и молодых тунеядцев. Трудно сказать, какая нравственная деформация является наиболее опасной: то ли та, которая выражается в хулиганстве, воровстве и других безобразиях подобного рода, то ли «тихая», в результате которой рождаются беспринципные приспособленцы, опасные карьеристы и социальные тунеядцы. Думается, что оба эти вида деформации представляют большую опасность для общества, и по этой причине лица, заболевшие этим вирусом, должны находиться под постоянным «лечебным» воздействием.
B. АМЛИНСКИЙ. Согласен с вами. Но, помимо лечебного воздействия, медицина знает и другой термин: «профилактика». Конечно, это только термин и, быть может, не самый удачный. А за ним – чуткое, внимательное отношение к человеку с раннего детства: в семье, в школе, на работе. В конце концов, может, и неверно то, что проблема «трудных подростков» вечная. В наших силах сделать так, чтобы будущие поколения не вспоминали о ней. А для этого каждый должен быть заинтересован в каждом. Помнится, кто-то сказал, что нельзя признаваться в любви к человечеству, не любя человека. Каждого человека.
C. КРЫЛОВ. Каждый трудный подросток – это результат каких-то издержек, воспитательной работы в целом, следствие каких-то нерешенных социальных задач. Вместе с тем это конкретная судьба, конкретный живой человек. Следовательно, занимаясь первой частью этих вопросов, нельзя забывать о второй их части. Это определяет конкретно-личностный подход к судьбе каждого трудного подростка. Эти судьбы неповторимы, но есть нечто общее, что лежит в основе этих судеб. Чаще всего – и вы правы в том – трудных подростков надо искать в первую очередь там, где мать одна воспитывает детей, или в семьях с искаженной моралью и недостойным образом жизни; наконец, в семьях, где из-за занятости родителей или их неумения воспитывать детей последние оказываются предоставленными самим себе. Можно сказать, что трудные дети появляются там, где есть трудные взрослые. Трудные подростки – это те, кому мы не уделили необходимого внимания, кого мы забыли или предали.
В. АМЛИНСКИЙ. Я добавлю только несколько слов. Я думаю, что в общем мы пришли к истине не новой, но острой всегда. Главное – духовная ценность жизни. И вот что я хочу сказать вашим, Сергей Михайлович, слушателям, которые свяжут свою жизнь с воспитанием и перевоспитанием людей: уважайте личность человека, находите для него добрые слова поддержки, всегда ищите необходимый ему индивидуальный подход. И подростки и взрослые, безусловно, нуждаются в понимании, в уважении, в поддержке.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
10 февраля 1938 года родился Георгий Александрович Вайнер